20:45 МСК
Пятница
15 / 08 / 2025
1832

Неизвестный Симонов

На какие вопросы не успел ответить легендарный «Ка.Эм.»?

На этой неделе телеканал «Культура» показал документальный фильм Алексея Симонова, сына советского писателя, поэта, киносценариста, журналиста, Героя Социалистического Труда, лауреата Ленинской и шести Сталинских премий, участника боев на Халхин-Голе и Великой Отечественной вой­ны, полковника Советской Армии Константина Михайловича Симононова. Фильм называется «Ка.Эм.». Именно так звали Константина Симонова домашние, друзья и близкие.

Фильм был снят в 2006 году, конечно, он не вписывается в формат современного кинотеатра, поэтому посмотреть на широком экране его не удастся. К услугам тех, кому интересна не только жизнь и судьба этого человека, но и значительная часть отечественной истории, показанная через призму одной из ее звезд, «всемирная паутина».

В своей картине об отце Алексей Симонов рассуждает о двух его жизнях, двух судьбах – публичной, звездной и той личной, которая не всегда открывается даже самым близким людям. Алексей Симонов пытается еще раз найти ответы на собственные вопросы об отце, то, о чем не успел спросить своего «Ка.Эм.» при жизни.

В целом, это очень семейный, личный фильм. Какой ценой давались Константину Симонову его успехи и «звездность», как «простили» ему его происхождение (его мама – княжна Александра Оболенская), как преодолевал он постоянно сопровождающие его недуги, можно ли было его уберечь от роковой болезни и был ли он тогда тем Симоновым, которым мы его знаем? «Его ругали никак не реже, чем хвалили», – говорит за кадром Алексей Кириллович (Константин – псевдоним Кирилла Симонова). Сложные и напряженные отношения с властью, несмотря на всю обласканность, оставили свою печать на здоровье «Ка.Эм.». Впрочем, публичная деятельность отца интересует автора фильма лишь постольку, поскольку она отражается на его «настоящей» жизни, той, которая есть лишь в кругу семьи, и той духовной, которая не у всех на виду.

В своем фильме Алексей Кириллович разговаривает об отце с Алексеем Германом, Владимиром Познером, Мариэттой Чудаковой, Бенедиктом Сарновым, Глебом Скороходовым и другими известными критиками и кинематографистами. Поиск ответов на свои вопросы Алексей Симонов ведет, в том числе, вместе со своими сестрами. У них не было общего детства и общей семьи (Константин Симонов был четырежды женат), но был и остается один отец. Они едут на то поле боя под Могилевом, «где я впервые в июле 1941 года видел, как наши в течение одного дня подбили и сожгли 39 немецких танков…» (из дневника К.М. Симонова), и где, по завещанию отца, был развеян его прах. За окнами автобуса, мчащего поколение Симоновых от Москвы до Могилева, мелькают пейзажи сегодняшних городов и поселков, переменяясь с кадрами документальной хроники военных и последующих лет, воспоминаниями самого Константина Михайловича и знавших его людей.

Говорит режиссер


12-03-35 – В этом году отцу 100 лет. Средства массовой информации обратились к семье с вопросом, нет ли у Симонова каких-нибудь ненапечатанных произведений. Мы довольно основательно прошерстили отцовский архив и к своему удивлению обнаружили достаточно большое количество ненапечатанного. Первое – это рукопись под названием «Дорогие мои старики». Перед самой смертью, примерно за полгода, в феврале 1979-го, отец привел в порядок, как он считал, свою переписку с матерью и отчимом во время войны. Это его письма с фронта в Пермь и их письма из Перми в действующую армию или в Москву, на адрес временного жилья, которое он занимал. Рукопись эта оказалась довольно объемная и интересная, он даже написал к ней маленькое предисловие. Результат этого – пятый и седьмой номера журнала «Новый мир» за этот год. Там эта рукопись уже напечатана.

Второе, что мы обнаружили и что тоже было интересно, это аудиозапись к произведению «Глазами человека моего поколения», то есть полной его биографии. Биография была напечатана после его смерти, отец не мог ее поправить, она была встречена жесткой критикой. Он диктовал это в больнице в 1979 году, предъявив миру уникальные, с моей точки зрения, документы, на которые критики не обратили внимание. Он был единственным человеком, который записал свои встречи со Сталиным непосредственно после этих встреч, то есть все записано с очень высокой степенью документальности. Он нарушил закон о том, что партийные не должны оставлять следов. В итоге пять встреч со Сталиным составляют корневую основу этой звукописи-рукописи. Ее вторая часть должна была называться «Сталин и война». За нее он не брался и для этой части оставил только интервью, которые взял у военачальников, – полное интервью с Георгием Жуковым, Иваном Коневым, адмиралом Иваном Исаковым, маршалом Александром Василевским. В архиве обнаружилась еще одна столь же подробная беседа на 80 страниц с Михаилом Федоровичем Лукиным, тогда – генерал-лейтенантом. Это был командующий теми армиями, которые собственной смертью купили сохранность Москвы, собирая на себя в котлах под Вязьмой и Смоленском немецкие дивизии, не давая им отлучиться для атаки на Москву. Лукин был дважды тяжело ранен и в октябре 1941 года попал в плен. В 1967 году отец сделал с ним беседу. Почему эта беседа не была отцом востребована и не напечатана, могу только догадываться. Работать с рукописью было очень тяжело. Эти два человека – отец и Лукин – очень хорошо знали предмет, о котором они говорили. Поэтому зачастую обходились такими обозначениями, которые мне, человеку не воевавшему и не имевшему ни малейшего понятия о войне, разгадать было не просто. Тем не менее, первые пять кусков из этой рукописи уже напечатаны в «Новой газете». Полная рукопись опубликована в 10-м номере журнала «Дружба народов».

Кроме того, среди его различных заметок, в папке «Заметки к роману», мы еще обнаружили значительное количество ненапечатанных материалов. Иногда это запись каких-то мыслей, возникших при подготовке романа «Солдатами не рождаются», где одним из героев был Сталин. Там есть беседы с людьми, которые так или иначе знали Сталина, общались с ним. Там нашлось много интересного. Например, материал бывшего председателя исполкома Моссовета Пронина, который рассказывает о своих встречах со Сталиным с огромным к нему почтением, совершенно не в духе того, о чем писал в это время отец и до чего он дозрел. Пронин был свидетелем подписания соглашения «Молотов – Риббентроп». Эти воспоминания также готовятся к публикации.

Есть еще одна маленькая группа материалов, которая меня очень радует. Это соображения отца по поводу Сталина, не относящиеся ни к чьим рассказам, а собственные, додуманные до конца мысли. Должен сказать, что я, как человек, 70 лет читающий отца, из них 60 лет читающий, понимая, что я читаю, только осознал, до какой степени у меня был умный отец. Мысли, заложенные в этих маленьких заметках, с моей точки зрения, до сегодняшнего дня – открытия в этой огромной советской, постсоветской и бессоветской стране. Они очень интересны и будут напечатаны в 12-м номере журнала «Дружба народов». Все найденное нами войдет в новый семисотстраничный том «Симонов и война», который выходит в издательстве «Время».

Статья опубликована в газете Рязанские ведомости в номере 227 (5021) от 04 декабря 2015 года
Подписывайтесь на нашу группу ВКонтакте, чтобы быть в курсе всех важных событий.
Вениамин Смехов: «Пусть расцветают все цветы»
В этом году известному актеру исполнилось 75 лет
Вероника Шелякина
Дорога к храму
Заканчивается стенопись церкви-часовни в честь иконы Божией Матери «Неупиваемая чаша»
Олег Дробышев
Читайте в этом номере: