На этой неделе телеканал «Культура» показал документальный фильм Алексея Симонова, сына советского писателя, поэта, киносценариста, журналиста, Героя Социалистического Труда, лауреата Ленинской и шести Сталинских премий, участника боев на Халхин-Голе и Великой Отечественной войны, полковника Советской Армии Константина Михайловича Симононова. Фильм называется «Ка.Эм.». Именно так звали Константина Симонова домашние, друзья и близкие.
Фильм был снят в 2006 году, конечно, он не вписывается в формат современного кинотеатра, поэтому посмотреть на широком экране его не удастся. К услугам тех, кому интересна не только жизнь и судьба этого человека, но и значительная часть отечественной истории, показанная через призму одной из ее звезд, «всемирная паутина».
В своей картине об отце Алексей Симонов рассуждает о двух его жизнях, двух судьбах – публичной, звездной и той личной, которая не всегда открывается даже самым близким людям. Алексей Симонов пытается еще раз найти ответы на собственные вопросы об отце, то, о чем не успел спросить своего «Ка.Эм.» при жизни.
В целом, это очень семейный, личный фильм. Какой ценой давались Константину Симонову его успехи и «звездность», как «простили» ему его происхождение (его мама – княжна Александра Оболенская), как преодолевал он постоянно сопровождающие его недуги, можно ли было его уберечь от роковой болезни и был ли он тогда тем Симоновым, которым мы его знаем? «Его ругали никак не реже, чем хвалили», – говорит за кадром Алексей Кириллович (Константин – псевдоним Кирилла Симонова). Сложные и напряженные отношения с властью, несмотря на всю обласканность, оставили свою печать на здоровье «Ка.Эм.». Впрочем, публичная деятельность отца интересует автора фильма лишь постольку, поскольку она отражается на его «настоящей» жизни, той, которая есть лишь в кругу семьи, и той духовной, которая не у всех на виду.
В своем фильме Алексей Кириллович разговаривает об отце с Алексеем Германом, Владимиром Познером, Мариэттой Чудаковой, Бенедиктом Сарновым, Глебом Скороходовым и другими известными критиками и кинематографистами. Поиск ответов на свои вопросы Алексей Симонов ведет, в том числе, вместе со своими сестрами. У них не было общего детства и общей семьи (Константин Симонов был четырежды женат), но был и остается один отец. Они едут на то поле боя под Могилевом, «где я впервые в июле 1941 года видел, как наши в течение одного дня подбили и сожгли 39 немецких танков…» (из дневника К.М. Симонова), и где, по завещанию отца, был развеян его прах. За окнами автобуса, мчащего поколение Симоновых от Москвы до Могилева, мелькают пейзажи сегодняшних городов и поселков, переменяясь с кадрами документальной хроники военных и последующих лет, воспоминаниями самого Константина Михайловича и знавших его людей.
Говорит режиссер
– В этом году отцу 100 лет. Средства массовой информации обратились к семье с вопросом, нет ли у Симонова каких-нибудь ненапечатанных произведений. Мы довольно основательно прошерстили отцовский архив и к своему удивлению обнаружили достаточно большое количество ненапечатанного. Первое – это рукопись под названием «Дорогие мои старики». Перед самой смертью, примерно за полгода, в феврале 1979-го, отец привел в порядок, как он считал, свою переписку с матерью и отчимом во время войны. Это его письма с фронта в Пермь и их письма из Перми в действующую армию или в Москву, на адрес временного жилья, которое он занимал. Рукопись эта оказалась довольно объемная и интересная, он даже написал к ней маленькое предисловие. Результат этого – пятый и седьмой номера журнала «Новый мир» за этот год. Там эта рукопись уже напечатана.
Второе, что мы обнаружили и что тоже было интересно, это аудиозапись к произведению «Глазами человека моего поколения», то есть полной его биографии. Биография была напечатана после его смерти, отец не мог ее поправить, она была встречена жесткой критикой. Он диктовал это в больнице в 1979 году, предъявив миру уникальные, с моей точки зрения, документы, на которые критики не обратили внимание. Он был единственным человеком, который записал свои встречи со Сталиным непосредственно после этих встреч, то есть все записано с очень высокой степенью документальности. Он нарушил закон о том, что партийные не должны оставлять следов. В итоге пять встреч со Сталиным составляют корневую основу этой звукописи-рукописи. Ее вторая часть должна была называться «Сталин и война». За нее он не брался и для этой части оставил только интервью, которые взял у военачальников, – полное интервью с Георгием Жуковым, Иваном Коневым, адмиралом Иваном Исаковым, маршалом Александром Василевским. В архиве обнаружилась еще одна столь же подробная беседа на 80 страниц с Михаилом Федоровичем Лукиным, тогда – генерал-лейтенантом. Это был командующий теми армиями, которые собственной смертью купили сохранность Москвы, собирая на себя в котлах под Вязьмой и Смоленском немецкие дивизии, не давая им отлучиться для атаки на Москву. Лукин был дважды тяжело ранен и в октябре 1941 года попал в плен. В 1967 году отец сделал с ним беседу. Почему эта беседа не была отцом востребована и не напечатана, могу только догадываться. Работать с рукописью было очень тяжело. Эти два человека – отец и Лукин – очень хорошо знали предмет, о котором они говорили. Поэтому зачастую обходились такими обозначениями, которые мне, человеку не воевавшему и не имевшему ни малейшего понятия о войне, разгадать было не просто. Тем не менее, первые пять кусков из этой рукописи уже напечатаны в «Новой газете». Полная рукопись опубликована в 10-м номере журнала «Дружба народов».
Кроме того, среди его различных заметок, в папке «Заметки к роману», мы еще обнаружили значительное количество ненапечатанных материалов. Иногда это запись каких-то мыслей, возникших при подготовке романа «Солдатами не рождаются», где одним из героев был Сталин. Там есть беседы с людьми, которые так или иначе знали Сталина, общались с ним. Там нашлось много интересного. Например, материал бывшего председателя исполкома Моссовета Пронина, который рассказывает о своих встречах со Сталиным с огромным к нему почтением, совершенно не в духе того, о чем писал в это время отец и до чего он дозрел. Пронин был свидетелем подписания соглашения «Молотов – Риббентроп». Эти воспоминания также готовятся к публикации.
Есть еще одна маленькая группа материалов, которая меня очень радует. Это соображения отца по поводу Сталина, не относящиеся ни к чьим рассказам, а собственные, додуманные до конца мысли. Должен сказать, что я, как человек, 70 лет читающий отца, из них 60 лет читающий, понимая, что я читаю, только осознал, до какой степени у меня был умный отец. Мысли, заложенные в этих маленьких заметках, с моей точки зрения, до сегодняшнего дня – открытия в этой огромной советской, постсоветской и бессоветской стране. Они очень интересны и будут напечатаны в 12-м номере журнала «Дружба народов». Все найденное нами войдет в новый семисотстраничный том «Симонов и война», который выходит в издательстве «Время».