В слушаниях, которые традиционно предваряют работу над проектом бюджета во втором чтении, приняли участие депутаты регионального парламента, представители Правительства области, органов местного самоуправления, прокуратуры, органов юстиции, налоговой службы, общественных организаций и объединений.
Открыл обсуждение Председатель облдумы Аркадий Фомин. Он отметил, что будущий бюджет впервые за последние годы сформирован на один финансовый год. Еще одна новация в том, что бюджет будет бездефицитным. Запланировано планомерное сокращение государственного долга. Впервые документ на 94% сверстан в программном формате. Бюджет традиционно останется социально направленным.
Об основных подходах к разработке главного финансового документа области на 2016 год рассказал первый заместитель Председателя Правительства области Сергей Самохин. Он отметил, что формирование бюджета проходило в условиях замедления роста доходов всех уровней. Поэтому за основу взят базовый, или консервативный, вариант прогноза социально-экономического развития области. Доходы и расходы запланированы в объеме 40,5 миллиарда рублей, что несколько ниже тех показателей, которые были утверждены год назад в бюджете на 2015-2017 годы. Тем не менее все социальные выплаты будут проиндексированы.
– С 1 октября 2016 года будут проиндексированы ежемесячные выплаты на 6,4% ветеранам труда, труженикам тыла, репрессированным лицам, членам семей и родителям военнослужащих, пособия гражданам, имеющим детей. Стипендиальный фонд учащимся средних профессиональных учебных заведений с 1 сентября будет проиндексирован также на 6,4%. Кроме того, предусмотрена компенсация расходов на коммунальные услуги для отдельных категорий льготников с учетом роста тарифов на услуги ЖКХ с 1 июля 2016 года на 4,4%, – уточнил Сергей Самохин.
Что касается других бюджетных приоритетов, в полном объеме предусмотрены средства на реализацию указов Президента в части повышения оплаты труда отдельным категориям бюджетников – 875 миллионов рублей. 3,3 миллиарда рублей составит размер регионального Дорожного фонда. Еще свыше 450 миллионов рублей будет направлено в виде субсидий муниципальным образованиям в рамках государственной программы «Дорожное хозяйство». Продолжится поддержка сельского хозяйства: средства на эти цели заложены на уровне текущего года – 920 миллионов рублей, что позволит привлечь свыше 2 миллиардов рублей софинансирования из федерального бюджета.
С докладами перед приглашенными выступили также министр экономического развития и торговли области Светлана Горячкина и министр финансов региона Марина Наумова.
Затем участники слушаний смогли задать выступавшим интересующие вопросы. Председатель правления объединения работодателей «Рязанская Ассоциация экономического сотрудничества предприятий» Владимир Кутенцын спросил о доле поступления в бюджет от инвестиций. По словам Светланы Горячкиной, эффект от любой инвестиции становится виден спустя несколько лет. Так, после принятия в регионе в 2009 году закона о стимулировании инвестиционной деятельности в 2013 году валовый региональный продукт увеличился на 2,5%, в 2014 году – еще на 1,7%. Если говорить о налоговых поступлениях, 15 инвесторов, которым были предоставлены меры господдержки, принесли в бюджет около 900 миллионов рублей.
Вице-президент Рязанской торгово-промышленной палаты Сергей Полупанов поинтересовался запланированными налоговыми преференциями для бизнеса. Их установлен целый ряд, сообщила Светлана Горячкина. Крупный бизнес должны привлечь изменения, внесенные в областной закон о поддержке инвесторов. К примеру, любой инвестор, приходящий в кризисный период с новым проектом, освобождается от налога на имущество организаций и транспортного налога. Малый и средний бизнес порадует закон о «налоговых каникулах», а также расширение сферы применения патент-
ной системы налогообложения и решение по снижению с 1 января 2016 года ставок налога на имущество организаций, исчисляемого с кадастровой стоимости.
Представителей районов беспокоило, сколько средств выделено для муниципальных образований. Более 250 миллионов рублей заложено в рамках программы социального развития населенных пунктов. Эти деньги планируется направлять прежде всего на завершение строительства начатых социальных объектов. При формировании межбюджетных трансфертов на 25% увеличены расходы на благоустройство. Будет продолжена практика поощрения муниципалитетов, работающих над собственными доходами: на эти цели предусмотрено 20 миллионов рублей.
Все замечания и предложения, прозвучавшие в ходе публичных слушаний, будут рассмотрены при подготовке бюджета ко второму чтению.