Уютная обстановка выставочного зала Дома-музея И.П. Пожалостина в Солотче. Шелест страниц только что изданных книг, у которых еще скрепят корешки. Тихие разговоры собравшихся – все знают друг друга не один десяток лет. У них общий знакомый, ставший для всех дорогим человеком, – Евгений Николаевич Каширин. А на стенах фотографии, сделанные мастером. Старики и дети, дома, заборы и дороги, широкое небо над вечно спешащими людьми – весь этот многоликий город, который он так любил.
Видео Дмитрия Соколова
– Собранные под одной обложкой (очень удачно, кстати, придуманной), эти материалы-воспоминания зазвучали как одни большой хор. Да, не все тексты написаны с литературным мастерством, потому что готовили их люди разных профессий. Но каждый из них согрет любовью к Каширину, написан искренне, с душой. Мне не хватило здесь воспоминаний его коллег-фотохудожников. И мы надеемся на продолжение, на то, что появятся новые, талантливо выписанные черты к коллективному портрету выдающегося человека, – сказал писатель, литературный критик, автор предисловия к книге «Серебряные мгновения жизни» Константин Паскаль.
Идея выпуска сборника возникла после смерти Евгения Николаевича Каширина в 2007 году. По инициативе Рязанского отделения Союза фотохудожников начался сбор материалов от авторов. Но проходили годы, а книга оставалась лишь проектом. Его решила осуществить журналистка Майя Мартолина. В региональном министерстве культуры и туризма идею поддержали. Большую организационную помощь оказала председатель Общественного совета при министерстве Людмила Андрюкина. Первыми благотворителями, внесшими личные средства на издание, были министр культуры Виталий Попов и председатель фонда «Социальная помощь» Ольга Осетрова, ушедшая из жизни. К делу подключились профессиональные редакторы и издатель Константин Ситников.
Евгений Каширин запечатлевал культурную жизнь Рязани во всех ее проявлениях – фотографировал артистов, выставки, концерты. Среди фотографий, опубликованных в книге, несколько портретов музыковеда Галины Ганиной, которые она считает самыми удачными в своем портфолио.
– Мы не замечали, как он появлялся на наших концертах. Мы стоим за кулисами, сейчас наш выход, волнуемся, конечно. И тут появляется Женя. Просит нас протянуть ему ладошки. Нас, взрослых людей, которые в этот момент сильно нервничают. Он подходил ко мне и говорил тихонечко: что же ты так боишься, не переживай. Словно по волшебству уходил весь страх. Мы протягивали ладошки, и он клал в них по мандарину или конфете. Этот жест, обращенный к нам, как к детям, невозможно повторить. Мы видели человека, который смотрел на мир глазами, в которых не было жестокости взрослых людей, не было прагматизма, желания нравиться в каждый момент, не было желания сделать себя чуть-чуть выше, чем ты есть, и от чего порой невозможно отделаться нам, обычным людям. На его снимках мы естественные и свободные, без этих нелепых наших затей, – говорит Галина Ганина.
К сожалению, память иссякает, если ее предоставить течению времени, которое всегда бесстрастно и равнодушно. Молодым фотографам имя Каширина почти ничего не говорит, отметил в своем выступлении член Союза фотохудожников России Андрей Павлушин. Творческое наследие мастера должно занять достойное место в культурном пространстве Рязани и всей России, и для этого необходимо открыть Дом фотографии имени Евгения Каширина с фондохранилищем. Планы такие есть, но претворяются они в жизнь пока с трудом. Уже нашлись энтузиасты из Рязанского художественного училища, готовые безвозмездно выполнить оцифровку десятков тысяч негативов из архива Каширина.
– Сегодня в наших музеях делается немало, чтобы память о Евгении Николаевиче Каширине не ослабевала. Но если говорить о системной работе, то, мне кажется, усилий общественности недостаточно. В каких направлениях двигаться дальше, мы будем обсуждать на одном из следующих заседаний Общественного совета при министерстве культуры, – говорит председатель совета Людмила Андрюкина.
От имени министра культуры и туризма Виталия Попова с выходом долгожданного издания поздравила собравшихся его первый заместитель Марина Горожанова.
Авторы сборника дарили Каширину свои стихи и песни. И вновь всем казалось, что Евгений Николаевич незримо присутствует в зале. А может быть, он задержался в дороге, но обязательно появится сейчас и вскинет свой «Зенит», когда все расслабятся и успокоятся и актеры сбросят маски.