Многие из событий минувшей недели, скорее всего, в ближайшее время найдут свое продолжение (или же завершение). Каким оно станет, пока можно только предполагать. Но, как всегда в предновогоднюю пору, конечно же, хотелось бы надеяться на доброе: на то, что здравый рассудок и трезвый расчет возьмут верх в поединке с горячностью и нежеланием находить разумное решение.
В минувшее воскресенье градус напряженности в российско-турецкие отношения добавил инцидент, случившийся в Эгейском море, когда к нашему сторожевому военному кораблю приблизился турецкий сейнер. Развития ситуация не получила: сейнер после грозного «предупреждения» решил не рисковать и удалился. Военному атташе Турции донесли мнение о недопустимости подобных прецедентов. И без того весьма натянутые в последнее время отношения России и Турции, похоже, еще больше обострят такие конфликты, которым прежде, возможно, и не придали бы такого значения. Но это – прежде. Нынче, после того, как турецкий истребитель сбил российский самолет, после детализации «взаимоотношений» Турции с ИГИЛ, ситуация иная. К ней сегодня обращено внимание и Запада, и Востока. Какие шаги предпримет Турция? Останутся ли свободными для прохода судов Босфор и Дарданеллы? По международной конвенции, подписанной еще в 1936 году, за Турцией сохраняется такое право – закрыть проливы, но при определенных, обозначенных в конвенции обстоятельствах.
Глобальные политэкономические интересы ведущих держав в отношении стран Ближнего Востока, понятное дело, не ограничиваются рамками борьбы с террористами из ИГИЛ. И от того, насколько они будут сопряжены с ответственностью за судьбы мира, зависит очень многое.
В конце минувшей недели во Франции прошел второй тур региональных выборов – своего рода генеральная репетиция перед выборами президентскими. Победы «Национального фронта» в большей части регионов в первом туре, как это и предполагалось, не привели к их закреплению во втором. На этот раз во многих округах впереди оказались представители «республиканцев» экс-президента Франции Николя Саркози. Но, как полагают отдельные аналитики, эти выборы говорят о том, что на политической арене Франции теперь останутся три основные силы: «Национальный фронт» Марин Ле Пен, «республиканцы» Саркози и социалисты. В любом случае политические предпочтения французского электората смещаются в сторону приоритета внутригосударственных вопросов и национальных интересов, что и вполне объяснимо для сегодняшней Франции, которую накрыло волной миграции.
В российской политической жизни накануне предстоящих в будущем году выборов в Государственную Думу также начинается активная фаза. Возглавить демократическую коалицию, которая прежде всякий раз с трудом определялась с лидером, на этот раз на форуме демкоалиции, прошедшем на минувшей неделе, предложено Михаилу Касьянову. Насколько верным будет этот выбор, покажут результаты голосования. По итогам же последних региональных выборов в Костроме, где баллотировался «ПАРНАС», на его долю пришлось лишь непроходные два процента (видимо, сказываются еще не забытые и весьма далекие от положительных результаты деятельности Касьянова в роли премьера, да, впрочем, и не только они).
На минувшей неделе вновь обострилось противостояние на юго-востоке Украины. По утверждениям представителей самопровозглашенных ДНР и ЛНР, здесь увеличивается присутствие украинской армии, несмотря на постоянно звучащие призывы об отводе войск. Но, очевидно, у Киева свой взгляд на перспективу развития ситуации. А скорее всего, его отсутствие, так как внимание сегодня сосредоточено на внешних врагах, мешающих Украине, к ним в первую очередь киевские власти причисляют Россию.
В итоге даже непринятие на минувшей неделе бюджета страны отошло на второй план. Позабавили же всех украинские парламентарии спектаклем «Один день из жизни Верховной Рады». Главные действующие лица – премьер и депутат. Пересказывать нет смысла: сюжет этот уже не раз повторялся по всем телеканалам (и не только российским). Комментарии, как говорят в таких случаях, излишни. Что будет завтра? Об этом – через неделю.