Александр Иванович Рожко, который работал на фабрике Скопинской художественной керамики главным художником, вспоминает:
– Приехал в Скопин в 1965 году. В небольшом помещении, где стояли два горна и три станка, увидел группу людей. Среди них оказался начальник цеха Михаил Михайлович Пеленкин.
Познакомившись, начальник цеха в шутку спросил у начинающего художника, на каком круге тот желает учиться работать. Растерянному молодому человеку показали ручной и ножной круги. Конечно же, учился формовать изделия молодой художник на современном станке с электрическим приводом, и первым его учителем был М.М. Пеленкин.
С именем Михаила Михайловича Пеленкина, чей столетний юбилей отмечается в октябре, связано и возрождение скопинской художественной керамики…
Первая мировая война и послеоктябрьский период, когда в стране царили разруха и голод, привели к падению спроса на скопинскую декоративную керамику. В 20-30-е годы прошлого столетия производство полностью ориентируется на выпуск простой домашней утвари, в которой нуждалось население. Частные мастерские советская власть закрыла, была создана артель «Керамик». Её главной задачей был выпуск дешевой глиняной посуды массового спроса. За время производства ширпотреба навыки изготовления традиционных изделий были забыты и утрачены.
Примерно с начала 60-х годов возрождение в Скопине производства художественных изделий начинает Научно-исследовательский институт художественной промышленности. Для этого строится помещение, устанавливаются печи, проводятся анализы глины, разрабатываются глазури. Появляются в Скопине и современные гончарные круги.
Осваивать приемы работы на непривычном для местных мастеров ножном круге пригласили Михаила Пеленкина. К тому же он оказался единственным потомственным мастером, который владел навыками лепки фигур. Его отец был гончаром, а потому ремеслу мальчик обучался с раннего возраста. К двенадцати годам он уже владел всеми профессиональными секретами. В двадцатитрехлетнем возрасте Михаил работает в артели вместе с П.М. Жолобовым, знаменитым мастером, прославившим скопинскую керамику на Всемирной выставке в Париже в 1910 году.
Работу на гончарном круге, который высвобождал обе руки гончара, Михаил Михайлович освоил быстро. Буквально через месяц он уверенно вытягивал высокие сосуды. Уже в 1952 году произведения М. Пеленкина демонстрируются на выставке в Берлине, где получают высокую оценку. Через два года мастер набирает учеников, которых обучил основам создания высокохудожественной керамики. На выставке-смотре народных художественных промыслов в Москве в 1960 году группа скопинских мастеров во главе с М. Пеленкиным удивила знатоков своими декоративными изделиями. Яркие кувшины, квасники, кумганы в виде сказочных медведей, чудищ, змей, рыб радовали своим сходством с работами старых гончаров и в то же время несли в себе нечто самобытное, привнесенное современными керамистами. Там же, на выставке, Михаил Пеленкин проводил мастер-классы: вытягивал сосуды, лепил потешных зверей. Триумф в Москве дал основания полагать, что скопинский промысел вновь обрел утраченные традиции уникального гончарного ремесла. Именно после этой выставки Михаила Михайловича Пеленкина назвали классиком скопинского промысла.