Стратегическая Дальняя авиация сегодня в России – важнейшая сдерживающая сила для стран НАТО. Головное предприятие по ремонту ее самолетов – АО «360 АРЗ», расположенный в Рязани. Во время посещения этого завода Губернатор Рязанской области Олег Ковалев заметил: «Не каждому региону России дано иметь такое производство, как ваше. Поэтому мы по праву гордимся вашим заводом».
В юбилейный год – а в апреле предприятию исполнилось 75 лет – логично вспомнить особенно сложную, но и одну из самых ярких станиц истории 360-го авиаремонтного завода. В первой половине 1990-х он получил правительственное задание. Необходимо было в кратчайшие сроки освоить ремонт легендарного бомбардировщика ТУ-95МС, носителя крылатых ракет, составляющего костяк стратегической авиации страны. Требовалось восполнить ту колоссальную потерю производственных мощностей, которую отрасль понесла после распада СССР.
«В те «лихие» годы казалось помехой развитию производства все: скудность бюджета и задержки в выплате зарплаты, трудности в получении банковских кредитов, несвоевременное получение заказов от предприятий-смежников на фоне продолжающей девальвации рубля и прочее, – вспоминают ветераны завода. – И все же правительственное задание было выполнено – благодаря поистине героическим усилиям руководства, профсоюзной организации и всего трудового коллектива завода при мощной поддержке Дальней авиации России».
И в такой же сложной обстановке завод освоил ремонт самолета Ил-76, предназначенного для транспортировки и десантирования личного состава, техники и способного доставлять до 60 тонн груза на расстояние–4200 км. И не просто – освоили. Управляющий директор акционерного общества «360-й авиационный ремонтный завод» Сергей Иванович Сокол в своем интервью подчеркнул, что предприятие не только выполняет серийный ремонт различных типов и модификаций авиационной техники, но и производит ее модернизацию. Все это под силу только лидерам отрасли.
В 1997 году на заводе приступили к ремонту самолетов-заправщиков Ил-78 с их сложной техникой подвесных агрегатов для отдачи топлива в воздухе. В конце 90-х годов прошлого века «360 АРЗ» вышел на максимальный в своей истории объем ремонта авиатехники и с тех пор не снижает оборотов.
Но выполнением работ по гособоронзаказу предприятие не ограничилось. Руководством проведено настоящее рыночное реформирование завода. В частности, было принято решение наращивать объемы работ и услуг для предприятий других министерств и ведомств, на рынке ремонта авиационной техники иностранного заказчика. Заводом выполняется ремонт и регламентное обслуживание самолетов Объединенных Арабских Эмиратов, Республики Алжир, Республики Армения, Иордании, Республики Беларусь.
Налажены на 360 АРЗ и собственные производственные линии – выпускается широкий ассортимент резинотехнических изделий для ремонта авиационной техники, как для предприятия, так и для сторонних заказчиков.
Из-за нехватки газетной площади мы перечисляем только некоторые вехи реформирования. Предприятие активно продвигает свою продукцию и услуги на рынок – например, с 1999 года регулярно принимает участие в международных авиационных салонах МАКС, с 2010 г. – в Международном Форуме «Технологии в машиностроении».
Средства от госзаказов, направляются не только на развитие производства, но и на социальные цели. На предприятии трудятся более 1200 человек. К их услугам работников комфортабельная гостиница-общежитие «Байкал». На заводе работает столовая, где все сотрудники получают льготные обеды, оборудованы комнаты психологической разгрузки – там можно отдохнуть в обеденный перерыв. Большое внимание уделяется и здоровью сотрудников. Заводской медпункт размещается на двух этажах нового здания. Работает аптека, оздоровительный комплекс. Действуют на территории завода культурный центр, библиотека, создан музей. Образцово благоустроена территория. В частности, заводчанами посажено более 700 плодовых деревьев.
Этот год особенный не только для завода, но и для его управляющего директора. За плечами Сергея Ивановича Сокола – более 25 лет руководства предприятием. Среди его многочисленных наград – орден «За военные заслуги», знак «За заслуги перед Военно-Воздушными силами России», орден Русской православной церкви Преподобного Сергия Радонежского, Золотая медаль имени академика В.Ф. Уткина. Сергей Иванович имеет звание «Заслуженный военный специалист Российской Федерации».
В октябре этого года С.И. Соколу было присвоено звание «Почетный гражданин Рязанской области». «Планов очень много, – сказал Сергей Иванович, выступая во время торжественной церемонии в региональном Правительстве. – Мы участвуем в нескольких целевых программах по развитию своего производства, насыщаемся новой техникой и осваиваем новые технологические процессы. В настоящее время мы работаем над освоением второго ремонта самолетов Ту-95 МС. Это позволит продлить им жизнь еще лет на 20 – 25».