15:25 МСК
Среда
29 / 06 / 2022
2859

На страже закона

В октябре исполняется 20 лет со дня образования Российской транспортной инспекции. Об истории создания органа государственного контроля и надзора в системе Министерства транспорта Российской Федерации рассказывает начальник Управления – главный государственный инспектор Госавтонадзора по Рязанской области Анатолий Поветкин.

Анатолий Михайлович, транспортная инспекция формировалась в условиях, когда в государстве начали проводиться экономические преобразования. С тех пор прошло двадцать лет.

– Да, теперь это уже история. А началась она с того, что автомобильный транспорт стал работать в рыночных условиях, шел беспрецедентный рост (с 30 тысяч до полумиллиона) числа самостоятельных хозяйствующих субъектов, осуществляющих автомобильные перевозки пассажиров и грузов. Система прямого административного управления транспортом была упразднена. Новое министерство транспорта России, объединившее в одну систему автомобильный и железнодорожный транспорты, водные его виды, дорожное хозяйство, гражданскую авиацию стояло перед необходимостью создания принципиально новой системы государственного регулирования в сфере транспорта и проведения профилактической работы по безопасности перевозок. Так появилась Российская транспортная инспекция, специальный орган, который должен осуществлять государственный контроль над выполнением обязательных требований транспортного законодательства, требований по безопасности перевозок пассажиров и грузов на автомобильном транспорте. Правительством была учреждена должность Главного транспортного инспектора РСФСР в ранге заместителя министра транспорта.

Транспортная инспекция тогда была создана и в Рязанской области?

– Для воплощения в жизнь поставленных задач на уровне субъектов Российской Федерации в регионах были созданы территориальные отделения Российской транспортной инспекции. Рязанское областное отделение Ространсинспекции (РяОО РТИ) было образовано в феврале 1991 года. Первыми ее руководителями были Анатолий Иванович Шацило и Виктор Иванович Ушаков, до этого возглавлявшие областное производственное объединение «Рязаньавтотранс». В короткий срок управление было укомплектовано высококвалифицированными специалистами в области автомобильного, железнодорожного, водного транспорта, дорожного хозяйства и авиации.

В семи областях, в том числе и Рязанской, был проведен эксперимент по лицензированию деятельности на автомобильном транспорте. Его результаты были одобрены руководством страны. Так, впервые в истории России было введено лицензирование перевозочной, транспортно-экспедиционной и другой деятельности, связанной с осуществлением транспортного процесса, ремонтом и техническим обслуживанием на автомобильном транспорте.

Помнится, лицензирование было негативно встречено как руководителями автотранспортных предприятий, так и предпринимателями.

– Подтверждаю. Иные договаривались чуть ли не до того, что инспекция создана, чтобы спасти от безработицы высвобождающихся чиновников. Однако вскоре пришло понимание, что в условиях увеличивающегося беспорядка на автотранспорте механизм лицензирования сформирует гибкую систему государственного регулирования этой деятельности, в которой сочетается возможность свободного предпринимательства – получение максимальной прибыли с минимальными затратами, в том числе на обеспечение качества и безопасности услуг.

Поэтому работа инспекции, через механизм лицензирования перевозочной деятельности, была направлена на повышение эффективности и безопасности работы транспортной системы.

– Совершенно верно. Самым цивилизованным регулятором предпринимательской деятельности было и остается лицензирование – разрешение деятельности подготовленным субъектом и государственный контроль за соблюдением лицензиатами соответствующих лицензионных требований и условий. С развитием внешнеэкономических связей потребовалось введение новой системы контроля за международными перевозками, что значительно повысило удельный вес российских (в том числе и рязанских) экспортных международных перевозок.

Как осуществлялся контроль на других видах транспорта?

– На водном транспорте, например, под контролем инспекции была работа Рязанского и Касимовского речных портов, речного флота, 24 речных переправ, 29 переходов через р. Оку (ЛЭП и кабели связи, газо- и нефтепроводы), навигационное ограждение мостов и переходов, содержание акватории р. Ока. На воздушном транспорте был создан банк данных о субъектах авиации общего назначения и установлен контроль соблюдения требований безопасности полетов, проверки выполнения режимно-охранных мероприятий в аэропорту Турлатово, Сасовском летном училище. На железнодорожном транспорте были обследованы все подъездные пути, не входящие в систему федерального железнодорожного транспорта. Во взаимодействии с областным управлением Госавтоинспекции были взяты под контроль все железнодорожные переезды, что позволило устранить грубые нарушения правил и норм их эксплуатации. Универсальная программа АРМ «Переезд» позволяла оперативно отслеживать наличие и техническое состояние переездов, что заметно повысило надежность и безопасность эксплуатации железнодорожных переездов.

Десять лет назад был существенно сокращен перечень лицензируемых видов деятельности. С чем это было связано?

– Связано это в первую очередь с проводимой в стране административно-правовой реформой и взявшим руководством страны курсом на снижение административного давления на предпринимательство и переход от процедуры лицензирования к уведомительному порядку начала осуществления предпринимательской деятельности. В соответствии с принятым Федеральным законом от 8 августа 2001 года № 125-ФЗ виды деятельности, на осуществление которых требовалась лицензия, сократились с 214 до 120. Федеральным законом РФ от 2 июля 2005 года № 80-фз 16 июля было отменено лицензирование перевозки пассажиров на коммерческой основе легковым автомобильным транспортом и перевозки грузов автомобильным транспортом грузоподъемностью свыше 3,5 тонны. Одновременно была усилена административная ответственность за игнорирование установленных норм и принятых обязательств. Это сделано для того, чтобы гарантированно оградить людей от недоброкачественных производителей и поставщиков услуг.

Что важно, в Кодексе РФ об административных правонарушениях появилось новое понятие «грубое нарушение лицензионных условия». Если ранее за нарушение в предпринимательстве была установлена ответственность за деятельность без лицензии и ответственность за нарушение условий лицензируемой деятельности, то добавился третий – ответственность за грубое нарушение условий лицензируемой деятельности, после чего следует административный штраф или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток. Получается, что свободы больше, ответственность выше.

В результате административной реформы с 2005 года Российская транспортная инспекция преобразовалась в Федеральную службу по надзору в сфере транспорта (Ространснадзор). Проведено перераспределение функций по отраслевым надзорам. Рязанское областное отделение РТИ было преобразовано в Управление Государственного автодорожного надзора по Рязанской области Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, в связи с чем государственный контроль в области авиации общего назначения, внутреннего водного и железнодорожного транспорта стал осуществляться соответствующими межорегиональными органами Ространснадзора, расположенными в других регионах.

Расскажите, чем сегодня занимаются работники Ространснадзора по Рязанской области?

– В настоящее время Управление осуществляет лицензирование перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя) и контроль соблюдения лицензионных требований и условий, прием и учет уведомлений о начале осуществления юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями перевозок пассажиров и грузов по заказам, допуск и контроль осуществления международных автомобильных перевозок,

Контроль в сфере дорожного хозяйства направлен в первую очередь на обеспечение сохранности автомобильных дорог федерального значения.

Насколько известно, под особым контролем организация школьных перевозок.

– Муниципальные органы образования, руководители школ стали серьезнее заниматься перевозками детей. Но пока остаются проблемы с проведением предрейсовых медицинских осмотров водителей, контроля технического состояния школьных автобусов, с их хранением в нерабочее время.

Главная наша задача – это безопасность граждан, пользующихся транспортными услугами, повышение культуры транспортного обслуживания и соблюдение правил автомобильных перевозок.

Статья опубликована в газете Рязанские ведомости в номере 195 (3746) от 14 октября 2010 года
Подписывайтесь на нашу группу ВКонтакте, чтобы быть в курсе всех важных событий.
Чем «лечить» рязанские трассы
В мае текущего года между Правительством Рязанской области и Федеральным дорожным агентством было подписано Соглашение о научно-техническом сотрудничестве. Применение прогрессивных ...
Мост временный, но надежный
Август нынешнего года запомнится надолго. Горели лес, торфяники, и огромные деревья, словно подкошенные, падали на дорогу. Деревянный мост, пересекающий ручей, вспыхнул в одно мгновение, ...
Валентина Севостьянова
Читайте в этом номере: