Некоторое время назад меня буквально переполошил телефонный звонок: «Мама, нас выгоняют из школы». Пока пыталась понять, в чем же дело, прошла всего пара минут, но было такое ощущение, что они длятся бесконечно. Пока дочь сумбурно рассказывала, что около школы стоят полицейские и пожарные машины и еще «скорая», я мысленно перебирала несколько сценариев случившегося. К счастью, мои опасения не подтвердились, все обошлось. Поступил ложный вызов о том, что здание заминировано. Как оказалось, таким образом «пошутил» один из младшеклассников. Когда все выяснилось, уроки продолжились.
Еще несколько дней событие живо обсуждали и школьники, воспринявшие его больше как некое приключение, и родители, многие из которых пережили настоящий стресс. Однако постепенно этот случай стал забываться.
Когда я училась в школе, ее тоже однажды будто бы «заминировали». Тогда (шел год, наверное, двухтысячный, и свежи еще были воспоминания о терактах в Москве) сообщили об этом двое мальчишек, учившихся то ли в восьмом, то ли в девятом классе. Надо сказать, что в этот день в школе не было уроков, а проводилось совещание с участием специалистов управления образования. Вот ребята, те еще хулиганы, и решили подвести под монастырь директора, а заодно и родных учителей. Мальчишек, конечно, быстро вычислили, их родители заплатили немаленький штраф, но больше ни у кого не возникало шальных мыслей так развлекаться.
Возвращаясь к недавним событиям, возникает правомерный вопрос: что двигало, по сути, еще маленьким ребенком, когда он звонил и говорил о заложенной в школе бомбе? Как он вообще до этого додумался? А ведь на самом деле ответ лежит на поверхности. Он наверняка не со зла это сделал и тем более не просчитал наперед последствия своего поступка, возможно, не представлял даже, что мама будет переживать и плакать. Ребенок просто транслировал то, что происходит вокруг.
Заметьте, только этой осенью в Рязани пытались «взорвать» торговый центр «Атрон», развлекательный центр «Озон» и участок улицы Есенина. Новости об этом практически в режиме реального времени появлялись на сайтах всех региональных информационных агентств, других средств массовой информации, ведомств. Социальные сети буквально пестрели подробностями, домыслами и различного рода комментариями, было видно, что народ оживился и, в общем-то, есть о чем поговорить.
Не следует забывать, что телефонных террористов всегда находят, причем весьма оперативно, и наказывают. Да и немудрено, учитывая развитие современных телекоммуникационных технологий. Пишут об этом, правда, уже очень сухо и скупо, примерно так: «Злоумышленником оказался рязанец, личность которого установили в ходе совместного расследования сотрудники полиции и регионального УФСБ». Но почему-то такая новость не особо тиражируется, практически не вызывая интереса у населения и не набирая колоссального количества просмотров.
А между тем наивно полагать, что маленького человечка можно уберечь от несовершенства внешнего мира. Сегодня, скажем, среднестатистический семилетний ребенок вполне уверенно может пользоваться Интернетом. В то же время по телевидению, даже на детских каналах, зачастую идут экшены со сценами насилия, взрывами и захватами заложников. Психологи признают, что многие мальчишки и девчонки уже никак не воспринимают красочные по исполнению и добрые, поучительные по содержанию советские мультики, зато часами могут смотреть на роботов, инопланетян, зомби, где все действия направлены на то, чтобы убить, поработить, отобрать, поделить. Таким образом у ребенка сама собой складывается искаженная картина мира, в котором человеческая жизнь не имеет абсолютно никакой ценности. Это не потому, что дети стали злыми или бездушными, просто воспринимают все как игру. Они не виноваты в этом, а вот нам, взрослым, надо бы задуматься.