Две трети своей долгой жизни он отдал Рязани. Гюлаб Арамович Мартиросян живет в нашем городе дольше, чем многие из нас, любит и хорошо знает его. И Мартиросяна в Рязани хорошо знают и уважают. Невозможно даже перечислить все его почетные звания, награды и научные заслуги. Достаточно сказать, что более десятка его учеников стали кандидатами и докторами наук, он написал и опубликовал целую библиотеку – более 40 монографий. И каждая из книг его публицистики написана сердцем.
Я даже не могу вспомнить, когда познакомилась с Гюлабом Арамовичем. Может быть, в декабре 1986 года, когда случилось страшное землетрясение в Армении и в Рязань приехали оттуда старики, женщины и дети, оставшиеся без крова. Мартиросян тогда принимал самое активное участие в организации помощи жертвам стихии, встречался с теми, кого приняла рязанская земля. Или мы познакомились с ним позднее, когда мне нужно было подготовить материал о жизни армянской общины в Рязани, и Гюлаб Арамович открыл мне множество исторических фактов, ранее неизвестных. Он рассказал о том, как офицеры-армяне оказались в Рязани в годы революции и Гражданской войны, как жили и работали посланцы этой республики в Рязани в советский период, как армянские дети изучают свой родной язык в армянской воскресной школе. «Аракс» на берегах Оки» – так назывался тот материал, в подготовке которого мне так помог профессор Г.А. Мартиросян. Рязанское армянское культурное общество называется «Аракс», и у истоков его создания он стоял.
В Рязани – большая армянская община. Рано или поздно она, конечно, объединилась бы в сообщество, общественную организацию, ассоциацию… Но это объединение носило бы совершенно иной характер, если бы инициатором и вдохновителем его в свое время не стал Гюлаб Арамович – человек интеллигентный, интеллектуал, соединивший в себе глубокое понимание культуры и традиций двух народов – армянского и русского. Он – отправная точка многих начинаний армянского сообщества в Рязани, будь то возведение памятного креста-камня – хачкара, возле которого армяне ежегодно собираются, чтобы вспомнить тех, кто стал жертвами геноцида; или собирание книг на армянском языке; или историческое исследование под названием «Армяне на рязанской земле»; или та самая армянская школа, благодаря которой ребятишки из армянских семей не забывают родной язык и историю своего народа...
В нем живет присущее множеству армян уважение, почти святое отношение к печатному и рукописному слову. Иногда мне кажется: когда Михаил Булгаков написал, что рукописи не горят, он имел в виду именно армянские рукописи, которые люди спасали раньше, чем собственные жизни. Именно поэтому, наверное, Гюлаб Арамович так любит книги, мудрые мысли, так много пишет сам и так настойчиво издает все, что написал. Он знает: мысль, облеченная в книгу, сохранится, не пропадет, будет понята другим. Поворот человеческой мысли, факт, событие не канут в историю, если лягут на страницу книги.
Он страстный спорщик и последовательный борец за собственные убеждения. До сего дня, мне кажется, он не простил самым известным политическим деятелям развала Советского Союза. Это его личная боль. Гюлаб Арамович ведь родился в древнем, многострадальном и прекрасном Арцахе, который мы привыкли называть Нагорным Карабахом, в знаменитом селе Чардахлы, которое дало миру четырех маршалов и великое множество героев. Он участник Великой Отечественной войны, ушел в военное училище в 16 лет, добровольцем. В его военной истории были жестокие бои, в которых армия отстояла Кавказ, тяжелое ранение, неправедный арест и последующая реабилитация. Об этом он написал в одной из своих книг.
Мы разговаривали с ним о войне, его фронтовом опыте, и о том, как опасно забывать, искажать уроки войны. В этом Мартиросян убежден и готов за свои убеждения бороться. Он философ и привык выстраивать логическую цепочку рассуждений до конца, вывода, итогового умозаключения. Даже, если собеседник не во всем с ним согласен, он будет слушать Гюлаба Арамовича и следить за ходом его мысли. Как часто создавала ему проблемы эта самая привычка отстаивать свою точку зрения. Но он не из тех, кто разменивает убеждения на модные лозунги.
А еще Гюлаб Арамович – человек деятельный и любопытный. Несколько лет назад на городище Старая Рязань археологи нашли древнее медное блюдце с армянскими надписями. Кто-нибудь из рязанских армян обратил внимание на эту, можно сказать, сенсацию, кроме Мартиросяна? Он написал об этом в своей книге, посвященной связям Армении с рязанской землей. Совсем недавно в разговоре я случайно рассказала ему о своей архивной находке – материалах об одном известном деятеле армянской истории начала ХХ века, обнаруженных в ГАРО. И вот уже архивные работники разыскивают эти дела для Мартиросяна – он намерен об этом написать. «Вот закончу две очень важные работы, – говорит мне Гюлаб Арамович, – и займусь этим делом». Он и сегодня, в свои 90 лет, очень много и продуктивно работает.
Г.А. Мартиросяна глубоко чтят и всегда ждут в родной Армении. Он бывает там так часто, как может. Родная земля, наверное, относится к нему, как к полномочному своему послу на земле Рязанской. И через его сердце проходит та прочная струна, которая связывает Армению и Россию.
Ему скажут много добрых слов в дни юбилея. Многие люди сочтут своим долгом поздравить его. Вот и в нашу редакцию обратились его ученики и коллеги с тем, чтобы поздравить Гюлаба Арамовича с юбилеем, пожелать долгих лет творческой жизни, крепкого здоровья, плодотворной научной, педагогической и культурно-просветительской деятельности.
Гюлаб Арамович Мартиросян – наш постоянный автор и коллега, член Союза журналистов России. От имени журналистов «Рязанских ведомостей» и региональной организации Союза журналистов России мы поздравляем Вас, Гюлаб Арамович, с большой и красивой жизненной датой. Живите долго, продолжайте свои начинания, делитесь с нами своей мудростью.