07:04 МСК
Суббота
16 / 08 / 2025
1097

Ни дня без чтения

Когда-то покупка новой вышедшей книги была невероятно большой удачей, настоящим праздником

В 70-80-х годах прошлого века Александр Владимирович Мазаев работал секретарем Рязанского обкома КПСС по сельскому хозяйству. В этом году ему исполнилось 80 лет. Несколько лет назад он написал книгу о людях рязанского края «Все в памяти моей». Сейчас заканчивает еще одно произведение о жизненных вехах за сорок лет, отданных агропромышленному комплексу региона. Александр Владимирович награжден П­очетным знаком «За заслуги перед Рязанской областью», и сегодня он рассказывает о том, как сохранил неутолимую любовь к книгам на всю жизнь.

– Я с детства любил читать. Но поскольку днем помогал дома по хозяйству, для чтения взятых из библиотеки книг оставалась только ночь. Я устраивался так, чтобы семилинейная керосиновая лампа, висящая чуть ли не под самым потолком, не мешала спать маме и в то же время освещала мне книжную страницу. Зачитавшись, я забывал обо всем на свете и уж, конечно, не следил за временем. Так и просидел бы, наверное, до самого утра, если бы часа в два-три ночи не прерывал мое книжное путешествие сочувственно-требовательный мамин голос: «Сынок, ну-ка, спать! Скоро в школу вставать...»

Как в детстве, так и в студенческие времена в общежитии, где в комнате мы жили вчетвером, не мог уснуть, не почитав книгу. И позже выкраивал каждую свободную минуту, чтобы с упоением погрузиться в волшебный мир. Тогда мы добывали литературные новинки самым немыслимым образом. И какое же наступило блаженство, когда стало возможным подписаться по авизо (разрешенное подписное издание книг и литературы). Это были и собрания сочинений известных писателей, и тематические серии. Так у нас сформировалась большая семейная библиотека. Сейчас ею охотно пользуются и внук, и внучка, и жена.

Юному поколению, пожалуй, невозможно представить, что такое книжный дефицит. А ведь для нас покупка нового романа была невероятно большой удачей, настоящим праздником. Книга действительно считалась лучшим подарком. Не случайно очень многие в то время из-за границы везли не шмотки, а любимые произведения.

Теперь и у нас море книжных магазинов, предлагающих продукцию на любой вкус, – от высокой классики до примитивного детектива. Издания в ярких красочных переплетах. А в то время ни о каких специализированных магазинах на селе не могло быть и речи. Поэтому в деревнях с нетерпением ждали, когда появится человек, которого все взрослые называли «старьевщиком». А для нас, ребятни, он был самым настоящим волшебником, потому что привозил всякие блестящие «штучки», а главное – книги. Мы четко знали, в какой день он приедет.

С книгой связаны самые яркие воспоминания дет­ства. И не только у меня. Любовь к книгам прививалась и в школе, и в семье. Летом читал взахлеб Пушкина, Некрасова, Маяковского, Горького. Такие объемные произведения, как «Война и мир», «Анна Каренина» Льва Толстого изучал зимой, уютно устроившись на теплой русской печке.

Но надо признать, что чтение в школьные годы было хаотичным – «глотал» все, что попадалось на глаза. И вовсе не задумывался, соответствовало ли это моему возрасту и пониманию? Сейчас осознаю, что многие книги прочитал слишком рано. Усвоил внешнюю сторону событий, а в суть, кажется, не вдумался.

Почему-то в молодые годы я не смог прочитать повести и рассказы А.П. Чехова. Время было упущено. Уже в зрелом возрасте на отдыхе в Крыму первым делом решил заполнить этот пробел. Посетил дом-музей Чехова, увидел памятник великому русскому писателю. Экскурсовод потряс меня своим рассказом об Антоне Павловиче. Вернувшись домой, я читал его замечательные рассказы. Особенно понравился «Дом с мезонином». Во всех произведениях его сердце разрывалось от боли за несчастную Россию. Страдал народ, а вместе с ним страдал и Чехов.

Такое же потрясение я испытал, когда уже взрослым перечитывал Лермонтова. Школьная программа хоть и предусматривала изучение его творчества, но по-настоящему гениальность великого русского поэта я прочувствовал, когда сам побывал на Кавказе, в Пятигорске, и услышал пронзительный рассказ музейного экскурсовода о его трагической судьбе. Вершиной творчества молодого Лермонтова мне показалась поэма «Демон», которую он сочинял с 14–15 лет до конца своей короткой жизни. В память прямо-таки врезаются яркие строки:

И над вершинами Кавказа

Изгнанник рая пролетал:

Под ним Казбек,

Как грань алмаза,

Снегами вечными сиял.

От этих строк сердце замирает…

Статья опубликована в газете Рязанские ведомости в номере 244 (5038) от 29 декабря 2015 года
Подписывайтесь на нашу группу ВКонтакте, чтобы быть в курсе всех важных событий.

Ранее по теме:

Выбирая профессию – выбираем будущее

Поэзии связующая нить

Все мы – яблони и вишни голубого сада…

Выбирая профессию – выбираем будущее
Региональный проект стал федеральным и получил Президентский грант
Юрий Евстифеев
В числе лучших
«Рязанские ведомости» удостоены знака отличия «Золотой фонд прессы-2016» 1 степени
Читайте в этом номере: