05:55 МСК
Суббота
16 / 08 / 2025
2538

Дорога в Домотканово

В Москве, в Государственной Третьяковской галерее, работает большая выставка работ Валентина Серова, приуроченная к 150-летию со дня рождения художника

На ней представлены высочайшие творческие достижения художника – его шедевры в живописи и графике. 24 музея России и зарубежные коллеги любезно предоставили для экспозиции имеющиеся в их коллекциях работы Валентина Серова. Участником выставки стал и наш Рязанский государственный областной художественный музей им. И.П. П­ожалостина.

Есть в Рязанском художественном музее пленительный зимний пейзаж Валентина Серова «Зимняя дорога в Домотканове» (1904 г.). Выполненный пастелью на специальной серой шершавой бумаге, пейзаж покоряет своей простотой, тонким чувством природы, задушевным восприятием.

Обычная проселочная дорога, с раскинувшимися по ее обе стороны розовато-серыми ольхами, ивами, рыжая лошадка, исчезающая вдали, за поворотом. Легкими градациями коричневато-серого тона передает художник ранние сумерки мягкого зимнего дня. Но какое глубоко родное, щемящее чувство вызывает в сердце этот бесхитростный мотив!

Дорога в Домотканове была счастливейшей для молодого художника Валентина Серова. Тут, в Тверской губернии, в усадьбе родственника, художника и прогрессивного земского деятеля Владимира Дмитриевича Дервиза, он часто бывал и с упоением работал на протяжении двадцати пяти лет – более половины своей короткой 46-летней жизни. Здесь Серов обрел семейное счастье с О.Ф. Трубниковой, с которой написал с особой теплотой и любовью шесть пленэрных портретов.

Серов очень любил усадьбу Домотканово. Там он много работает, познает русскую деревню, проникаясь ее духом, ощущая ее прелесть. Вся окружающая имение местность мила сердцу художника. В любое время он готов был писать ее тихие среднерусские пейзажи: сжатые поля, пасущихся на задворках лошадок, лесные полянки, поэтичные заросли прудов, болотца… «Баба в телеге», «В деревне. Баба с лошадью», «Осень. Домотканово», «Стог сена» написаны удивительно легко и просто в узком диапазоне охристых тонов, присущих скромной российской природе. Художнику удалось всеобъемлюще передать сердечное чувство любви к русской деревне, крестьянам, природе, которое практически невозможно перевести в словесную форму.

«В один из зимних приездов 1904 году, – вспоминает Н.Я. Симонович-Ефимова, – В.А. Серов привез с собой пастель и выполнил два рисунка ольх, с зимними шишечками и предвесенними сережками. Одна пастель «Зимняя дорога» находится в рязанском музее, а другую – ветки ольх, взятых совсем близко, – прелестную, розовато-серую, Серов вскоре подарил одной француженке, которая занималась с его детьми французским языком; мы все досадовали на него за то, что такую русскую вещь, да еще «Домотканово», он подарил иностранке, которая не сможет оценить содержание. Серов отвечал, что больше ему дарить нечего, что эта вещь ей нравится, а подарить нужно…»

Зимой, в феврале – марте, 1904 года Серов рисовал в Домотканове пастелью много вечеров подряд с натуры лошадей-подростков – «стригунов» на водопое. Мерз в течение нескольких минут, пока лошади, выпущенные из конюшни, бегали на свободе по колено в снегу и пили у колодца…

На его деревенские этюды начинают находиться и покупатели, которые рады за небольшие деньги приобрести работы талантливого, многообещающего юноши, о котором все больше начинают говорить в Москве. «Не знаю, Владимир, приносит ли Домотканово тебе доходы, – как-то, смеясь, Серов заметил Дервизу, – мне оно положительно приносит!».

Серова всегда тянуло в Домотканово, там, в этом скромном имении, было написано огромное количество восхитительных вещей, свыше тридцати полотен, вошедших в сокровищницу русской живописи. Здесь летом 1888 года Серов написал одно из прекрасных своих произведений – «Девушку, освещенную солнцем» – портрет двоюродной сестры Марии Симонович. Поражает удивительная ясность и свежесть красок полотна, всего колорита. Пронизанная светом и солнцем живопись восхитительно свежа и чиста. Девушка с распущенными рыжими волосами сидит в тени старого дерева. Лучи солнца, пробиваясь сквозь листву, касаются ее, скользя по волосам, лицу, белой кофточке, рукам, по ярко-синей юбке. Солнечный свет становится главным действующим лицом в картине. Опьяненный молодостью, свободой, любовью художник хотел и «писал отрадное». «Такой радующей глаз, ласкающей, изящной живописи до Серова у нас не было», – писал И.Э. Грабарь.

Сам же художник считал этот портрет лучшим из всех когда-либо им исполненных. «Написал вот эту вещь, а потом всю жизнь, как ни пыжился, ничего уже не вышло: весь тут выдохся», – признавался мастер Игорю Грабарю уже незадолго до смерти, в 1911 году, стоя в Третьяковской галерее перед этим шедевром. Картина очаровывает прелестью молодости, бесконечными переливами радужных цветов, «ненадуманных и меньше всего теоретичных, а глубоко прочувствованных и точно высмотренных в природе». Дальновидный Павел Михайлович Третьяков во всеуслышание заявил: «Большая дорога лежит перед этим художником» и приобрел картину для своей галереи.

От своего учителя Ильи Ефимовича Репина Валентин Серов унаследовал все­сторонний интерес к личности, создав незабываемую галерею портретов. Если говорят, что портрет – зеркало эпохи, то у Серова это зеркало превращается в неумолимое оружие правды, где все – колорит, композиция, поза модели – подчинено главной цели: запечатлеть глубокую сущность характера. Серовские портреты Левитана, Лескова, Ермоловой, Горького, Шаляпина – замечательные памятники великим русским людям. Другие его портреты – Морозова, Гиршман, Орловой – олицетворение самодовольства, богатства «сильных мира сего».

В.А. Серов пользовался в художественных кругах большим авторитетом не только как талантливый живописец, но и как умный, принципиальный человек, обладавший взыскательным и строгим вкусом. Не случайно его позвали от российских художников в совет Третьяковской галереи, членом которого он состоял до 1907 года. При Серове галерея пополнилась значительными произведениями того времени: «Вихрь» Филиппа Малявина, «Прачки» Абрама Архипова, «Мария» Анны Голубкиной.

Творчество В.А. Серова многогранно. И хотя портретный жанр в нем занимает ведущее место, в историю русской живописи он вошел и как пейзажист, и как исторический живописец, и как театральный художник. «Искусство Серова подобно редкому драгоценному камню, – писал Репин, – чем больше вглядываешься в него, тем глубже он затягивает вас в глубину своего очарования…»

Станислав Анфимов,
Заслуженный учитель России

Статья опубликована в газете Рязанские ведомости в номере 245 (5039) от 30 декабря 2015 года
Подписывайтесь на нашу группу ВКонтакте, чтобы быть в курсе всех важных событий.

Ранее по теме:

Двоих жителей Рязани будут судить по обвинению в разбойном нападении и убийстве таксиста

В Рязани воспитанников Центра психолого-педагогической и медико-социальной помощи детям и подросткам поздравили с Новым годом

За прошедшую неделю пожарные Рязанской области ликвидировали 13 пожаров

На память о 2015-м
Ирина Сизова
Космическая Одиссея
Рязанцам предлагают оценить исторический календарь на 2016 год
Читайте в этом номере: