– Никого из пострадавших не оставили наедине с бедой, в самые тяжелые дни тушить пожары на Рязанщине помогали жители из других регионов России, бывших советских республик, – отметил Олег Ковалев. – Сейчас возводятся дома для погорельцев, строятся жизненно необходимые объекты – детский сад, больница, школа. Спорт – неотъемлемая часть социальной сферы, и потому совершенно естественными выглядят подарки для детей. В этих костюмах они будут приходить в спортзал, на стадион, заниматься любимым видом спорта. Пусть не из всех вырастут чемпионы, но все станут приверженцами здорового образа жизни, – сказал Губернатор.
Выступая на торжестве, Вячеслав Фетисов заметил – ребята получают такую же спортивную форму, в которой выступают на крупнейших соревнованиях, в том числе на Олимпийских играх, сильнейшие российские атлеты. Рязанским мальчишкам и девчонкам есть с кого брать пример. В области большое внимание уделяется физической культуре и спорту, строятся современные спортивные комплексы, и потому, уверен легендарный хоккеист, Рязанщина регулярно будет делегировать спортсменов в сборные олимпийские команды страны.
Сначала форму вручили Владимиру Юрьевичу Сапрыкину, решившему жить в новом доме на прежнем месте, в Ласковском, и Ольге Александровне Сухаревой, которая уже получила квартиру в Полянах – они на память первыми и сфотографировались с Губернатором и легендарным хоккеистом. Затем форму, в подарочный комплект которой вошли спортивный костюм, кроссовки, куртка, шапка, шарф и сумка, получили все приглашенные дети.
В тот же день Вячеслав Фетисов побывал в Рязани, во Дворце спорта «Олимпийский», где встретился с юными хоккеистами. Затаив дыхание, ребята слушали рассказ великого спортсмена о секретах мастерства. Какое счастье было для мальчишек, ведь к ним в гости пожаловал заслуженный мастер спорта СССР, заслуженный тренер России, двукратный олимпийский чемпион, трехкратный обладатель Кубка Стэнли, семикратный чемпион мира, десятикратный чемпион Европы, обладатель Кубка мира, тринадцатикратный чемпион СССР, президент хоккейного клуба ЦСКА.
Вячеслав Фетисов рассказывает о себе.
– Родился в простой рабочей семье москвичей – отец приехал в столицу из рязанской деревни, мать – из смоленской. Отец трудился на закрытом заводе, потом – в строительной организации, мама много лет работала в типографии «Правды». До шести лет с родителями жил в бараке, где, кроме нас, Фетисовых, ютилось еще два десятка семей. Наша комната была с краю, и отец с дедом смастерили небольшую пристройку. Жить в таких условиях было непросто. Помню, что вода зимой замерзала в ведре, потому что печка не протапливала всю квартиру. Первым льдом, на котором учился кататься, была замерзшая вода из стоявшей на пригорке колонки, покрывавшая льдом чуть ли не всю улицу. Лет с четырех отец водил меня на ближние пруды, учил кататься на двухполозных коньках, которые привязывались веревкой к валенкам. Потом появились коньки «гаги», и это стало для меня праздником. В то время не каждая семья могла купить коньки, а у меня был еще и велосипед, ведь в семье все работали, и на меня денег хватало. Мне было шесть лет, когда переехали в новую, трехкомнатную, квартиру. Во дворе возле дома, где местные энтузиасты построили хоккейную коробку, да еще с освещением, приобщился к великой магии хоккея. Взял в руки клюшку в те годы, когда вся страна была очарована победами хоккейной сборной Анатолия Владимировича Тарасова и Аркадия Ивановича Чернышева. С 1963 по 1971 год она девять раз подряд побеждала на чемпионатах мира и Олимпийских играх. Поначалу увлечение хоккеем пытался совместить с футболом, причем на поле выходил в центре нападения. В хоккее играл с самого начала в защите, а футбол успокаивал мои амбиции, ведь каждому пацану хочется играть в нападении.
Хоккей требовал жертв – на лед мне разрешалось выходить только после выполнения всех уроков. Образование в семье считалось главным делом. Отец говорил: «Я всю жизнь пашу, а если ты получишь диплом, то будешь человеком». Для родителей сын-инженер был куда выше, чем сын-спортсмен». Вплоть до окончания школы учился очень хорошо, успевая на занятия с утренней тренировки, впоследствии и диплом получил в Военном институте физической культуры в Ленинграде. Увы, большой хоккей похоронил родительскую мечту. Правда, в серьезную хоккейную школу меня взяли только с третьей попытки – ни в ЦСКА, ни в «Динамо» я поначалу не приглянулся. Спас дворовый хоккей и знаменитая «Золотая шайба». Помог случай. Команда мальчишек ЖЭКа пробилась в финал городского турнира «Золотой шайбы», одна из игр состоялась на Песчаной площади, там же, где тренировались юные армейцы. Их тренер Юрий Александрович Чебарин задержался после тренировки и посмотрел на битву дворовых мальчишек, а через пару дней мой жэковский наставник Борис Николаевич Бервинов повез меня на тренировку в ЦСКА. Взяли в команду, определили в защиту – среди товарищей по группе я оказался самым высоким. После второй тренировки Юрий Александрович выдал мне настоящую хоккейную форму – маленькие щитки, перчаточки. Самое главное – он дал мне майку ЦСКА! До этого я играл в каких-то желтых, по колено, майках, а тут – майка по размеру! И – Боже мой! – фетровые номера, чтобы мама пришила. Во всех дневниках, журналах (где угодно!) я потом рисовал эмблему ЦСКА. Еще дали белый фетр, чтобы из него вырезать номера на рукаве. Я получил третий номер и помню, как выкраивал эту тройку, потом ее мама пришивала – это была целая история! Я, счастливый, в форме и уснул…
Потом весь хоккейный мир узнает Фетисова под другим игровым номером – знаменитой «двойкой». В армейской хоккейной школе, чьи традиции были заложены великим Тарасовым, талант паренька с московской окраины распознали быстро и безошибочно. Правда, в привычную для хоккейного защитника игру Слава играть не желал, а из-за этого его не хотели брать в первую поездку советской юношеской команды в Канаду в 1974 году. Фетисов был моложе товарищей на год, но хлопот с ним хватало.
– Наш тренер, Николай Вениаминович Голомазов, считал, что нужно брать только тех защитников, которые играют исключительно у своих ворот, а не подключаются в атаку. Меня он называл анархистом и авантюристом, потому что когда я чувствовал, что имею возможность получить атакующий пас, то рвался вперед. Забивал много, но конечно, и проваливался.
Так зародился знаменитый фетисовский хоккейный стиль – активная игра в обороне, постоянные подключения в атаку, мощные броски – эта манера через несколько лет изменила хоккейную философию и в нашей стране, и в остальном мире. Тогда, в 1974-м, юные армейцы повторили в Канаде подвиг взрослой сборной СССР, развеявшей осенью 1972 года в Монреале миф о непобедимости игроков НХЛ. Первая игра также проходила в Монреале, и поначалу нашим ребятам, приехавшим за океан в старых перепаянных коньках, приходилось тяжело.
– Выходим на лед, пятнадцать тысяч человек орут. И мальчики рядом канадские, все на голову выше нас, без шлемов раскатываются. Первые две минуты мы «горели» – ноль два, а потом собрались и выиграли – семь три. Стадион стоя нам аплодировал…
Очень скоро Фетисову, прошедшему отличную выучку в молодежной команде ЦСКА у знаменитого защитника Александра Рагулина, рукоплескали переполненные стадионы по всему миру. 17-летний Слава уже играл в основной армейской команде, в 1977 году в Вене дебютировал на мировом чемпионате. В паре с ним в армейском клубе выступал опытнейший Геннадий Цыганков, и девятнадцатилетнего юношу стали выпускать в самой престижной, первой, пятерке, где в нападении играли знаменитые Борис Михайлов, Владимир Петров и Валерий Харламов. Уже через год, на чемпионате мира в Праге, Фетисова признали лучшим защитником. Создавалось впечатление, что в легендарной сборной СССР он играет уже долгие годы. Своей «анархической» атакующей манере Фетисов не изменил – она отлично вписывалась в неистребимую психологию победителей, которой отличалась советская хоккейная дружина, знаменитая «большая красная машина».
В 1981 году в ЦСКА появилась лучшая пятерка современного хоккея – Вячеслав Фетисов и Алексей Касатонов в защите, Сергей Макаров, Игорь Ларионов и Владимир Крутов в атаке. Уже на первом своем турнире звездная пятерка ЦСКА ярко заблистала на Кубке Канады. 13 сентября 1981 года в том самом монреальском «Форуме», где случилось первое в истории поражение звезд НХЛ от советской сборной, лучшие мастера канадского хоккея Гретцки, Лефлер, Робинсон, Босси, Кларк и их товарищи были уничтожены вдохновенной командной игрой советских хоккеистов. Потрясенный вратарь Майк Лью выгребал из сетки одну шайбу за другой, Кубок Канады был выигран за явным преимуществом. Более тяжкого поражения, чем 1:8, сборная сильнейших канадских мастеров не терпела никогда и вряд ли когда-нибудь уже потерпит…
Знаменитый хоккеист пожелал юным рязанцам штурмовать высоты вплоть до олимпийских. Ребята пообещали Вячеславу Александровичу следовать его советам и пожеланиям. Рядом с Дворцом спорта «Олимпийский» сейчас возводится еще один ледовый каток, тренировочный. С ним мы связываем большие надежды – он поможет тренерам воспитывать свои, рязанские, таланты. Вячеслав Фетисов остался доволен темпами строительства. На приглашение пожаловать на открытие катка пообещал обязательно приехать.
Последние минуты общения с дорогим гостем.
– Вячеслав Александрович, Вы, оказывается, из одной деревни, откуда родом и олимпийская чемпионка по лыжным гонкам Мария Ивановна Гусакова?
– Удивляться нет причин, – отвечает Фетисов. – Рязанщина, моя малая родина, богата на сверхталанты. Богата Россия на великих людей. А потому и великая она, счастливая. Как тут не вспомнить строчки из известнейшей в свое время песни: «Была бы наша Родина богатой да счастливою, а выше счастья Родины нет в мире ничего!»
На прощанье Вячеслав Александрович с огромным удовольствием выполняет просьбу написать пожелание читателям. «Рязанским ведомостям»! Земляки, желаю счастья, удачи и побед! Ваш В.Фетисов». И добавляет свой игровой номер – «2».
Фотографируемся. Договариваемся о новой встрече. Весной-летом, когда зелено и привольно «плещутся» знаменитые шиловские луга. На его малой родине…