Последние недели декабря – время добрых волшебников. Подарки, собранные многочисленными помощниками Деда Мороза, отправляются к своим юным адресатам, с нетерпением ждущим их в детских домах и школах-интернатах. Но одно дело – купить подарок, а другое – вручить его лично в руки. В одну из таких поездок с волонтерами – обычными рязанскими студентами отправилась и я.
Репетиция
Загружаемся в маршрутку. Нас – десять. Несколько задних сидений занято подарками, собранными буквально с миру по нитке неравнодушными рязанцами в ходе акции «Подари детям праздник». В команде – волонтеры из рязанских филиалов РЭУ имени Г.В. Плеханова и МАМИ. Есть те, кто едет в подобную поездку впервые. Самые опытные – Нур и Мурат, уже выпускники, которые не бросают отряд со студенческой поры. «Старики» наставляют новичков.
– Это будет самая неорганизованная поездка из всех. Все работают, сдают экзамены – готовились урывками. Вы только об этом не пишите! – предупреждает меня Настя Яковенко, руководитель волонтерского отряда «Отважные сердца».
Она главная среди добрых волшебников. У нее – самая важная миссия: пока остальные будут развлекать детей конкурсами и разговорами, ей предстоит, запершись от любопытных глаз, рассортировать гору подарков по классам.
Первая репетиция веселой сказки про непослушную Снегурочку, которая просит «предков» называть ее по-современному – Снеги, проходит прямо в маршрутке.
– Главное, если забыли слова, не тупите! – умоляет Дед Мороз Мурат. – Говорите даже невпопад – все равно, кроме вас, никто этого не заметит!
– Ту-ту-ту-ту-тум, ту-ту-тум, ту-ту-тум, – пока кто-то из ребят скачивает нужную музыку из Интернета, музыкальное сопровождение обеспечивают девчонки с заднего сиденья.
По пути делаем остановку, чтобы купить в магазине детям конфет к чаепитию. Продавщица, узнав, куда столько сладостей, делает скидку в 300 рублей. «Наверное, нас еще с прошлого раза запомнила», – смеются волонтеры.
Они ездят в Лесно-Конобеевскую школу-интернат по нескольку раз в год, причем обычно с ночевкой, помнят большинство детей по именам, со многими общаются «ВКонтакте». Мальчишки и девчонки растут прямо на их глазах. Они такие же, как обычные дети, уверяет Настя, пусть даже обучаются по коррекционным программам. А больше всего на свете они любят обниматься. В скором времени в школе начнутся каникулы, дети разъедутся по своим семьям, по большей части неблагополучным, поэтому этот адрес для подарков – один из первых.
Секретная комната
Место назначения – поселок в отдаленном Шацком районе. У интерната Настя просит подождать и идет «на разведку».
Из одноэтажного здания для старших классов высыпают мальчишки в голубых рубашках и синих галстуках. Похоже, перемена. Вот показалась и девочка в форменном клетчатом сарафане. Любительница мальчишеских игр, вслед за одноклассниками она запрыгала в сменке по лужам, на которые так щедр этот декабрь. Потом не удержалась и, смущаясь, заглянула к нам в маршрутку: «А вы чего не выходите?»
Светловолосый паренек подбежал к самому смелому из нас – Мурату, с размаху поздоровался, стукнув по плечу, вцепился в ладонь.
– Подарки привезли? – застенчиво поинтересовался после приветствия.
– Ты знаешь, брат, как-то не получилось в этом году, – решил сразу не раскрывать карты тот. – Но зато будет новогоднее представление, конкурсы…
– Да ты ведь врешь, врешь, – догадался, рассмеявшись, мальчишка и повис у него на плече.
В течение почти получаса, пока дети на уроках, разгружаем в «секретный» кабинет подарки. Завалы раскрасок, пазлов, пупсов, машинок. Самых разных размеров коробки с кукольными принцессами и почти настоящими BMW с пультами управления. Все, чтобы исполнить самую невероятную ребячью мечту.
– Ничего себе, – удивляются волонтеры, сами впервые видя многие подарки. – Тысяч двести, наверное, на все ушло.
Почему-то номер один в списке желаний ребят – портативные колонки. Я впервые слышу про это чудо техники.
– Сами увидите при раздаче подарков. Я был в Рыбновской школе-интернате – так там никто музыку в наушниках не слушает, только эти колонки долбят, – объясняет Паша. – Наверно, это у них способ заявить о себе.
– А вот этот вертолет тысяч пять стоит. Мы недавно племяннику искали – меньше этого по размерам стоил три с половиной, – оценивает Саша.
– Мне кажется, это не совсем честно: кому-то пазлы, а кому-то – такой вертолет, – в задумчивости перекладывает мелочевку Олеся.
Настя успокаивает сомневающихся:
– Дети так сами решили, им не будет обидно. Ребенок ведь сам написал, какой подарок хочет, – значит, именно это принесет ему наибольшую радость. Конечно, как все дети, они хотят, чтобы у них было все, что есть у всех…
В гостях у младших классов
Оставляя Настю, мы с Сашей, Олесей и Лизой, захватив воздушные шарики, бумагу, карандаши, отправляемся в корпус к младшеклассникам. У них как раз закончились уроки и есть время на конкурсы. Мои попутчики лихорадочно вспоминают, какие игры знают. Я признаюсь в своей полной волонтерской профнепригодности.
Войдя, не сразу прихожу в себя, оказавшись в тот же миг в нескольких детских объятиях. Беря пример с обнимающейся рядом Олеси, начинаю спрашивать у детей имена и говорить комплименты бантам и прическам. Оля, Максим, Коля, Инга, Люба…
Воспитатели с трудом разводят и пытаются усадить детей по кабинетам. Топот, крики, шум, гам – впервые за много лет мой школьный кошмар повторяется. Перехожу из класса в класс, пытаясь сосредоточиться на происходящем. У Саши и Лизы тоже, похоже, проблемы: не всем детям досталось шариков. Слышится первый плач. Пока завязываю шарик одному малышу, другой подбегает и просит оценить только что нарисованную рожицу монстра. Воспользовавшись кратким затишьем, ко мне, стоящей в дверях, подходит девочка постарше.
– Привет, я Алина, – она робко прижимается к плечу и выжидательно заглядывает в лицо своими большими карими глазами. – Как дела?
– Нормально, а у тебя?
Оказывается, она из девятого класса, а в этом здании у них только что были труды.
– Привет, – следом Алина подходит к Лизе, берет за руку, рассматривает лак на ногтях.
Справившись с командными конкурсами, наш класс высыпает всей гурьбой в коридор – начинаются игры. «Я змея, змея, змея… Я ползу, ползу, ползу… Хочешь быть моим хвостом?» Малыши смело опускаются на четвереньки, чтобы проползти в «хвост». За забавами незаметно подходит время обеда.
...Возвращаясь в корпус к Насте, на крыльце встречаем Нура.
– А я с ними не играл, – говорит он. – Мы просто говорили. Обо всем. Я им рассказал, как на самом деле мы подарки достаем. Они были в шоке. Они-то думали, что у нас дерево волшебное есть: приезжаем и собираем с него все их заказы…
Время подарков
Следующий этап программы – мультфильмы, лекции и мастер-классы. Пока волонтеры пытаются завладеть вниманием огромной неуправляемой аудитории, я в кабинете завуча слушаю рассказ про восьмилетнюю Мирославу…
Она появилась здесь недавно и несколько дней назад на елке, устроенной шефами – коллективом Рязанского филиала «Ростелекома», удивленно оглядывалась вокруг. Как выяснилось позже, это была первая новогодняя елка в ее жизни. Когда подошел черед вручения подарков, она растерялась, услышав свое имя. «Тебя, тебя зовут», – подсказали воспитатели. Молодой человек протянул ей огромную коробку с необыкновенной красоты куклой. Девочка широко открыла глаза: «Спасибо, спасибо, спасибо!!!» – чуть не захлебнулась от восторга, бросившись к нему на шею. Все дети и взрослые замерли. «Такая радость очень дорогого стоит», – взволнованно подытожила поведавшая мне эту историю педагог.
…Наша сказка, отрепетированная в машине, прошла на «ура». Настало долгожданное время подарков. Вручая адресные, с любовью подготовленные презенты, колоритный Дед Мороз каждому предлагал коленку и просил улыбнуться для фотографии на память.
– Мы это сделали! – радостно подытожила Настя. – Главное – все остались довольны. А то в том году был случай, что кому-то не досталось. Как-то выкрутились, обойдясь остатками, но все равно ребенку было неприятно.
– А ведь в этот раз тоже одной девочке не хватило?
– Да, она ничего не заказывала, но мы взяли колонку в запас. Она осталась довольна, даже Деда Мороза поцеловала.
Наобнимавшись напоследок, дети выбежали нас провожать. В куче-мале я тщетно пыталась увидеть стоявшую в сторонке Алину…
Нур неожиданно затихает на заднем сиденье микроавтобуса.
– Нет, ребята, все-таки Мирослава – это такой характер! – его голос на секунду прерывается. – Остальные уже к нам привыкли, ждут нас во многом из-за подарков. А она сидела все время рядом со мной, не отходя. «Да мне, – говорит, – не важно, какой подарок». Представляете, рассказывала мне: «Папа приходит домой пьяный, начинает ругаться, говорить, что я не его дочка. Но я молчу, я же ведь знаю, что я его, я себя в зеркало вижу, мы с ним на одно лицо. А он когда-нибудь поймет, я не обижаюсь…» Я таких детей, ребята, в жизни не встречал. Какая душа!
– Это не та девочка, которой подарка не досталось и мы ей потом колонку дали?
– Она.