Совсем недавно экспозиция краеведческого музея районного центра Шилово пополнилась еще одним уникальным экспонатом; житель поселка Евгений Якушин нашел на своем участке клад – целую россыпь старинных монет XVIII-XIX веков и передал их музею. Надо отметить, что на территории Шиловского района клады находятся регулярно – то римский меч, то шлем рыбаки из реки выловят, а то возьмется кто-нибудь погреб обустраивать, да и выкопает глиняный горшок со златом-серебром… Об истории кладоискательства на шиловской земле рассказывает директор районного краеведческого музея Александр Гаврилов.
КЛАД – ДЕЛО НЕЧИСТОЕ
Клады люди искали с древнейших времен. Из мировой практики мы знаем, что Калигула раскопал могилу Александра Македонского, в Китае еще до нашей эры были предприняты раскопки, дабы восстановить образ идеальной эпохи, Петр I издавал указы, касающиеся кладов и кладоискателей, и так далее. В традиционной практике крестьян Шиловского района кладоискательство занимало свое особое место. Поиск кладов всегда считался делом нечистым, но так как запретный плод сладок, клады продолжали искать. Почему нечистое дело? Все понимали: если ты нашел подкову, значит, кто-то «отбросил копыта». Если нашел клад, спрятанный в земле, например, кошелек или шкатулку с украшениями, значит, владелец не смог забрать свои ценности, с ним случилась какая-то беда. Поэтому считается, что часто клады охраняют привидения. В народном представлении если кто-то что-то спрятал, то свои вещи не оставит даже после смерти. Поиск кладов считался делом колдовским и осуждался, так как полученное колдовством хуже, чем украденное.
КУДА ПАЛЕЦ КЛЮНЕТ
Между тем для поиска кладов использовали многочисленные технологии. Конечно, их держали в тайне. Наиболее простым способом считалось использование пальца покойного. Например, в селе Борок раскапывали древнюю могилу, брали среднюю фалангу указательного пальца, привязывали ее к веревочке и ходили там, где предположительно сокрыт клад. Куда палец «клюнет», там надо и искать. В нашем этнографическом собрании такой экземпляр имеется. Современные «экстрасенсы» такой способ называют методом маятника. Еще клады искали с помощью лозы. Над территорией возможного залегания кладов водили У-образной палочкой ивы, а лучше орешника, которая должна была «клюнуть» и указать точное место. Кстати, именно эта традиция сохранилась до наших дней, только лозу заменили проволокой. С таким обновленным приспособлением в середине XX века местные жители искали, например, воду, ну и, конечно, клады.
ПРИШЛА БЕДА – ПРЯЧЬ ДОБРО
На протяжении всей своей истории человечество закапывает в землю клады. При этом клады связаны не только с личной трагедией, но и трагедией народов, поэтому они позволяют судить об исторических процессах, происходящих на той или иной территории. Например, первая волна кладов, которые появляются на шиловской земле, относится к рубежу II-III веков нашей эры. В это время здесь жили племена городецкой культуры, которые были завоеваны пришедшими сюда финно-уграми, так называемые рязано-окцы. Они сожгли местные городища. Жившие здесь охотники были миролюбивы, их имущество было очень небогатым. Между тем пришедшие сюда воины прошли и сарматскую подготовку, и, возможно, были в римских лагерях, у каждого из них имелось копье, у очень многих – мечи, они были закованы в доспехи, скакали на лошадях. Разумеется, воины наводили на местное население ужас, их воспринимали как Морану (богиню Зимы и Смерти), поэтому иногда и называли «мордвой». Люди хотели сберечь от них свое добро и зарывали его в землю, к этому времени относится много кладов. В районе сел Тимошкино, Мелехово, Борок, Терехово были найдены клады городецкого времени. Как правило, они представляли собой несколько украшений, наспех завернутых в тряпочку или берестяной туесок и также наспех схороненных очень неглубоко в земле. Обычно такие клады находили пастухи.
ЛОВИСЬ МЕЧ, БОЛЬШОЙ И МАЛЕНЬКИЙ
В благополучные годы кладов делали немного. В такие времена на первый план выходят сакральные, или ритуальные, клады. Например, воин, уходя в поход, обещал пожертвовать озеру Чудино в случае победы свой меч или клады в погребениях. И в период господства рязано-окцев в междуречье Пары и Тырницы очень много кладов как раз такого характера. Примечательно: когда рязанское телевидение снимало фильм на озере Чудино, журналист, нырнув, нашел сарматский меч III-IV веков нашей эры. Рыбаки не раз доставали такие клады как из этого озера, так и из рек Пары и Тырницы. Кстати, в 2014 году именно на Тырнице рыбаки «выловили» римский меч, да и названия рек здесь соответствующие. Ведь «тор» в переводе с финно-угорского – меч, «ица» – сияние. Получается, Тырница – река сияющего клинка.
ПО СЕРЕБРЯНОМУ ПУТИ
Как ни странно, рязано-окцы кладов не оставили, хотя клады других народов появились зачастую благодаря им. Надо отметить, они были «странным» народом, пренебрежительно относились к золоту и очень высоко ставили серебро. На смену им «пришел» народ мещера, и вот на его время приходится очень много кладов, найденных на всей Рязанщине, в том числе и на территории Шиловского района. По Оке проходил так называемый «серебряный», или, иначе, «меховой» путь, по сути, торговый путь. Разумеется, за счет транзита обогащались местные купцы, проплывающих нередко грабили. В это же время впервые фигурирует такое государство, как Артания, на территории которой мы находим большое количество арабских кладов – серебряных дирхемов, очень редко встречаются медные или золотые дирхемы, но в основном это серебро, весы, гирьки. На территории Рязанщины дирхемов той поры найдено чуть меньше, чем на территории всех скандинавских стран, – конца этого торгового пути.
КАК НАЙТИ КЛАД?
Александр Гаврилов уверен: клады искать не надо.
– К сожалению, нередко клады воспринимают как средство обогащения. А ведь клад – это совсем не обязательно что-то дорогостоящее, золото-серебро. Например, историческая и культурная ценность тех монет, которые недавно были переданы музею, велика, а финансовая – ничтожна. Монеты потертые, основная их масса трудно читаема, видно, что они были в обиходе. Клад – это, прежде всего, история. Главное, за любым кладом видеть человека. Ведь клады делали не только из монет, украшений, но и из орудий, в том числе орудий труда, столовых предметов и т.д. Кто-то эти вещи изготовил, пользовался, та же монета прошла через тысячи рук. Клад – важный источник информации для потомков. Чтобы такой информационный поток не прерывался, например, шиловец Евгений Захаркин из села Борок мелкие монеты выбрасывает себе на огород, для того чтобы его праправнуки когда-нибудь нашли клад, как не раз находил он монеты, брошенные на участок его предками. Такая семейная традиция.