22:41 МСК
Пятница
15 / 08 / 2025
1040

Поколение хореографов

В областной библиотеке имени Горького вспоминали о легенде неклассического танца Марте Грэм

В конце прошлого года в областной библиотеке имени Горького во второй раз состоялась встреча «Поколения хореографов», которую организовал Рязанский региональный общественный фонд имени С.Н. Худекова. Тема семинара «Марта Грэм – легенда неклассического танца». Любому балетмейстеру, танцовщику, да и просто ценителю современного искусства, имя этой выдающейся женщины, несомненно, знакомо. С ним связано основание направления танца модерн.

В конце минувшего года в Александринском театре Санкт-Петербурга состоялся Международный фестиваль искусств «Дягилев. P.S.». В рамках фестиваля американская балетная труппа «Театра танца Марты Грэм», впервые посетившая Россию, представила четыре одноактных балета. О впечатлениях от спектаклей и о творчестве самой Марты Грэм рассказала вице-президент фонда Татьяна Петрова. Марта Грэм прожила долгую и насыщенную жизнь. Создав собственную технику, сочинила более 180 балетов. В своих работах использовала мифы, легенды, поэзию народов мира. Ее персонажи никогда не танцуют в унисон и не используют элементы классического танца. Несинхронные движения танцовщиков, пронизанные невероятной внутренней силой, заставляют зрителей по-иному взглянуть на балетный спектакль.

После просмотра видеоматериалов всем стало очевидно, что главная героиня балетов Грэм – женщина. Ее персонаж всегда противостоит сложным, подчас неразрешимым жизненным ситуациям. Побеждая страх, она вступает в неравный бой с минотавром в балете «Лабиринт»; решается на противостояние фашистской угрозе – актерски и пластически передавая всю боль, одиночество и падение духа человека, переживающего военные годы. Эта сильная женщина прочувствует на себе все грани любви: от юношеской легкой влюбленности до жаркой страсти, и как итог – истинное и осмысленное чувство будет обладать сердцем героини. Это лишь малая часть тех театральных образов, хореографических композиций, оживающих под музыку Ф. Шопена, В. Ригера, Н. Джойо, Д. Менотти и многих других композиторов, которых Марта Грэм воплотила в своих спектаклях, показывая нам всю сложность и неоднозначность человеческой натуры.

В 1926 году, когда Марта Грэм основала свой театр, воображение зрителя поражали новейшая техника, эмоциональная притягательность и свобода исполнения танца. Именно поэтому ее постановки не теряют актуальности и сейчас. Хореографы всего мира в начале своего творческого пути находят вдохновение в балетах М. Грэм, опираются в своих постановках на направление танца модерн.

В Рязани с каждым годом все стремительнее стали развиваться различные направления хореографического искусства. Но если основу, ядро, классический танец, представляет «Балетная школа», созданная Ольгой Колывановой, то современные направления в хореографии только начали проявлять себя. Появились детские и взрослые студии современного танца, различные «танцевальные лаборатории», которые выносят на суд зрителя свои пластические миниатюры, балетмейстерские работы. Уже намечены темы будущих семинаров, которые наверняка будут интересны каждому человеку, имеющему отношение к танцевальному искусству.

Инна Громова,
педагог-хореограф ДШИ №2,
хореограф школы олимпийского резерва «Олимпиец»

Статья опубликована в газете Рязанские ведомости в номере 3 (5044) от 14 января 2016 года
Подписывайтесь на нашу группу ВКонтакте, чтобы быть в курсе всех важных событий.

Ранее по теме:

У порога небесного терема

В Рязанской области полицейские пресекли незаконную торговлю алкоголем

Власти Рязани просят автомобилистов не оставлять машины на проезжей части

Новости спорта короткой строкой
Вячеслав Чирков
Литературные вести
Владимир Хомяков
Читайте в этом номере: