Не каждый человек располагает к себе с первого взгляда. У Оксаны Гоенко было редкое природное обаяние и обезоруживающая улыбка, которые в любом месте создавали атмосферу комфорта и теплоты.
Мне кажется, я знала ее всю жизнь. Сначала она прибегала в редакцию газеты «Рязанский комсомолец» к маме, Людмиле Гоенко, с которой мы вместе работали в советское время. Потом уже сидели в одном кабинете как коллеги-журналисты и общались на равных, без противостояния старший – младший, учитель – ученик. Именно тогда я поняла, что приветливая улыбчивая девочка на самом деле имеет железный характер, который позволяет идти к цели, не сворачивая, и браться за серьезные журналистские расследования. Особенно Оксана любила интересные судьбы. Создавалось впечатление, что ей, в отличие от других, яркие личности встречаются на каждом шагу. Трудно было признать очевидный факт – просто молодая журналистка внимательно всматривается в жизнь и видит в «малом» большое, главное, самую суть.
Неудивительно, что прошло еще немного времени и Оксана Гоенко заняла должность руководителя регионального издательства «Пресса». В красном костюме, строгих очках, с безупречной деловой стрижкой, она олицетворяла собой образ успешной современной женщины. Ее карьере можно было только позавидовать. Но мало кто из коллег знал, чего ей стоило держать марку. Энергия просто бурлила в ней. Оксана принялась на работе внедрять новшества. Когда она узнала, что я собираюсь издать сборник своих судебных очерков (в 90-е годы такая частная инициатива была редкостью), то предложила мне помощь. Невзирая на свой статус начальницы, она с блокнотом и ручкой приехала ко мне в редакцию, и мы все с ней распланировали. Издание книги, на мой неискушенный взгляд, требовало бешеных денег. Я растерялась, полагая, что ни за что не найду спонсоров. Но Оксана Гоенко ни на минуту не сомневалась в успехе, хотя издательство «Пресса» до этого книг не выпускало, ограничиваясь газетной продукцией. Уверенность Оксаны передалась и мне. Вскоре с замиранием сердца я рассматривала свой сборник «Рязань криминальная». Мне нравилось все – и обложка, и рисунки, и запах типографской краски, и солидный для региона тираж.
Прошло более пятнадцати лет, а я помню все ощущения того победного дня. Для меня это был старт в моей писательской судьбе. С тех пор у меня вышло десять книг разных жанров, и на каждой из них стоит фамилия одного издателя – Оксаны Гоенко. Фамилия – как знак качества, гарантия творческого подхода к делу.
Именно поэтому, когда Рязанская региональная организация Союза литераторов России разрабатывала проект подготовки к своему 10-летию, вопрос не возникал, где издаваться. Конечно, у Гоенко, в ее новом издательстве «РИД» («Рязанском издательском доме»). И сбоев не произошло – юбилейный двухтомник поэзии и прозы вышел к сроку. Твердая обложка с золотым тиснением добавляла книгам солидности и добротности. Но никто из нас, литераторов, не знал, что Оксана работала над заказом между двумя неудачными операциями. Родственники принесли ей компьютер прямо в больничную палату. Признаюсь, что примеров такой самоотверженности и гиперответственности я в своей жизни больше не встречала. Чаще попадаются люди, которые с занозой в пальце целый день лежат на диване и донимают близких.
Для меня Оксана Гоенко – герой нашего времени. Настоящий, не книжный, не выдуманный. Последний раз мы встречались с ней 5 мая 2015 года, на советский День печати, отмечаемый теперь нашим отделением Союза журналистов как День ветеранов журналистики. Было это в редакции газеты «Рязанские ведомости». Ветеранов пришли приветствовать студенты журфака Рязанского государственного университета, где Оксана долгое время преподавала. Обстановка была милая и трогательная. После встречи мы вышли на улицу и окунулись в бурную весну. Солнце. Небо голубое. Почки набухают. «Мне так хочется работать! – призналась Оксана. – Мне все нравится: писать книги, копаться на даче, ремонтировать квартиру. Столько сил в себе чувствую!» Как будто и не было тяжелой болезни, из которой она только что кое-как выкарабкалась.
Вместо того чтобы разойтись по домам, мы направились в ближайший магазин для дачников и принялись покупать рассаду земляники. Минувшая зима оказалась бесснежной, и вся земляничная плантация на огороде у Оксаны погибла. С энергией фанатиков мы читали описания разных сортов, а потом выбирали среди множества горшочков с ростками самые-самые. Шопинг увенчался двумя увесистыми пакетами и хорошим настроением.
Больше с Оксаной Гоенко мы не виделись. Не знаю, прижилась ли у нее рассада, расправила ли зеленые крылышки листочков. Скорее всего, да. Оксана всегда умудрялась доделывать все до конца в любых непредвиденных обстоятельствах. Только плодами ее трудов чаще пользовались другие. Выпуская сотни книг, она не издала себе ни одной, самой тонюсенькой. Откладывала на потом, когда появится больше свободного времени. И вкусом ее земляники теперь тоже будут наслаждаться другие. Не в этом ли смысл жизни? Все остается людям. Я же навсегда запомню Оксану той, весенней, с горящими глазами и большим желанием жить полной грудью. Несмотря ни на что. Она ушла от нас на взлете, окрыленная, не охая и не ноя, как и жила. И пусть нам, все еще скулящим и причитающим, это будет уроком.
Ирина Челиканова,
председатель Рязанской региональной организации
Союза литераторов России