Встретил на улице своего товарища, который, как я слышал, имел отношение к этой городской новинке.
– А мы её сняли, – разрешил мои недоумения Вячеслав Фишман, с кем я когда-то сидел вместе на студенческой скамье. – Производим отладку, отрабатываем тестовые режимы. Если хочешь, заходи, сам увидишь.
И я отправился на территорию бывшего электролампового завода, где размещается ООО «ИНЭЛСИС», а полностью – «Информационные электронные системы».
Передо мной сверкающее чудо в форме продолговатого ящика. Весь он опутан проводами, наполнен всевозможными приборами. Одних светодиодов, откликающихся на сигнал, посланный с диспетчерского пункта (или же – с Единого Информационного Центра), и зажигающих соответствующую цифирку или букву на экране, – около двух тысяч. Называется всё это – КМУ, комплексный маршрутный указатель. Встроенный по определённой технологической цепочке в навигационную систему ГЛОНАСС, он позволяет отслеживать маршруты движения общественного транспорта и оповещать об этом пассажиров. То есть указывать, через сколько минут твой автобус, троллейбус или маршрутное такси, оснащённые приборами радионавигации и связанные с диспетчерским пунктом, подойдут к той остановке, где ты их ожидаешь.
– Зачем мы его сняли? – предваряет мой вопрос директор ООО «ИНЭЛСИС» Александр Азаров. – На первых порах он хорошо себя зарекомендовал. А теперь мы идём дальше. Проводим работы по корректировке программного обеспечения, отлаживаем различные режимы. Допустим, сети мобильной сотовой связи, посредством которых осуществляется всё управление, перегружены, и наш указатель как бы становится «глухим» и «немым», то есть ничего не сообщает пассажиру о движении интересующего его транспорта. Чтобы не было сбоев в работе, нужно изменить программу. Этим сейчас и занимаемся.
– Мысли об автоматизации процесса диспетчерского управления транспортом не сегодня появились и не вчера. Лет шесть назад в некоторых городах, в том числе и в Москве, предпринимались попытки по разработке и внедрению информационных систем, световых табло, – продолжает Азаров. – Но передача сигналов по кабельным линиям выливалась в большие затраты, и от этой затеи в конце концов отказались. С широким распространением спутниковой системы навигации, с развитием сети сотовых диспетчеров появился принципиально новый канал связи, более экономичный, чем традиционные провода. И мы вернулись к теме – «Умная остановка», как теперь называют наш маршрутный указатель. Это потребовало объединения ряда новых технологий, как-то: терминалы ГЛОНАСС, мобильный интернет, сервер, – но интеллект наших товарищей, уровень их творческого мышления позволил это сделать.
Десять человек в коллективе. Андрей Большаков занимается научно-технической разработкой. Вячеслав Фишман – конструированием, внешним видом изделия и его внутренним содержанием. Галина Порядина ведёт всю технологию, а Станислав Дудко отвечает за программное обеспечение. У каждого – свой участок работы, своё дело. А всё это вместе – творчество. Научное. Техническое. Продукция предприятия нашла применение не только в нашей стране, но и за её пределами, в ближнем зарубежье. Система электронного субтитрирования (перевода) используется при конкурсных показах фильмов на Московском международном кинофестивале. На перронах железнодорожного вокзала в Челябинске сообщают о прибытии поездов информационные табло. В Омске и Минске пассажир, сидя в автобусе, видит бегущую строку на экране. А на заводе руководитель в любой момент может получить сведения о загруженности производства и принять необходимые меры. Постепенно сложился круг заказчиков, которые заключают договора на разработку и производство той или иной аппаратуры. Вот только в Рязани пока не спешат.
– Мы собрали три опытных образца маршрутных указателей. На подходе ещё два, предназначенных для площади Ленина и площади Театральной, где народу на остановках всегда много, – рассказывает директор фирмы. – Всю научную, интеллектуальную часть – схемы, чертежи, сборку, наладку, установку программ – выполнили своими руками. При этом ещё давали работу некоторым предприятиям, где заказывали иные детали и узлы, в основном из металла. Летом при содействии областного комитета по развитию предпринимательства, компании «М2М телематика Рязань» и отдела транспорта и связи администрации Рязани смонтировали три указателя на трёх остановках. Один, как видите, сейчас у нас в работе.
– И сколько он интересно стоит? – задал я давно вертевшийся на языке вопрос.
– Тысяч семьдесят. Но, заметим, пока мы сами финансируем этот проект. Полностью. Городские власти только решают вопросы по согласованию установки, подведению электроэнергии, предоставлению техники для монтажа. В принципе всё очень просто. Зарабатываем деньги на других заказах – вкладываем их в этот проект. Сами же порою сидим, что называется, «на бобах». Спросите: зачем такие жертвы? – выждав минуту-другую, снова заговорил: – Ну, во-первых, проект, на наш взгляд, интересным получился. Жаль его бросать. Мы сами увлеклись. Предусмотрели датчик загазованности в этом табло. По его показателям можно составить карту загрязнённости воздуха на территории, прилегающей к остановке. «Тревожной» кнопкой можно вызвать экстренную службу, ту же «скорую помощь». По микрофону сообщить о правонарушении, об аварии. А видеокамера (мы её тоже предлагаем) зафиксирует всё происходящее и передаст куда следует, то есть в единый информационный центр. Ну скажите, разве неинтересно?.. Это всё – относительно проекта. Его потенциальных возможностей. А во-вторых... Видите ли, Рязань – первый город в стране, где эта система реально действует, даже в том, пока неполном, виде. Хочется, чтобы она не заглохла, не свернулась на полпути, а была доведена до ума. До совершенства. Для большого города, как Рязань, по нашему мнению, нужно 150-200 таких табло. Опытные образцы у нас готовы к серийному выпуску. Всё дело – за финансированием. И будет очень жаль, если после стольких трудов пальму первенства у нас кто-то перехватит.
На такой, прямо скажем, невесёлой ноте и закончился наш разговор. Впрочем, на лицах сотрудников я не заметил уныния. Они работали со своими схемами и за своими компьютерами, как всегда, в том обязательном режиме, какой в автоматике и вообще в технике именуется режимом поисков.
Валерий ЯКОВЛЕВ.