Виктор Бочков,
директор, научный руководитель
ООО «Импульсные технологии»:
– В принципе особых трудностей у нас нет. Никаких препон для экспорта. Проще стало работать с таможней, не могу сказать, что есть какие-то барьеры. Ждем вступления России в ВТО – это тоже нас поддержит. А вот налоговая нагрузка ощутима притом, что дорожает все вокруг: энергия, тепло, аренда, расходные материалы. Мы не можем адекватно повышать цену на нашу продукцию, поскольку за рубежом высокая конкуренция, а живем мы в основном за счет экспортных контрактов. В результате у нас снизилась зарплата, и сотрудники очень переживают. Я считаю, что у инновационных, ориентированных на зарубежные поставки малых предприятий должна быть особая, льготная система налогообложения, которая, кстати, применяется в Китае, Индии. Должна быть система, нацеливающая предпринимателей на движение в сторону высоких технологий. Кстати, в этом году мы первые в России произвели новейшие 75-киловольтные тиратроны (приборы импульсной энергетики – ред.). И выиграли тендер на поставку мощных газоразрядных коммутаторов последнего поколения в Канаду, обойдя крупную американскую компанию.
Евгений Трунин,
директор ООО «Международная
академическая корпорация
науки и техники»:
– Нет инфраструктуры для развития науки в регионах, вот что печалит. Есть крупные проекты вроде Сколково, но они не создают «научной ауры» во всей стране, и молодым ученым буквально некуда деваться, спроса на них нет. Олимпийские чемпионы появляются там, где есть массовый спорт, а нобелевские лауреаты – где есть интенсивная научная жизнь, тесно связанная с производством. А если нет заказа на научные разработки, нет и подрастающего научного поколения.
Сергей Поляков,
директор ООО «Мостком»:
– Уж если хотят поддержать малый экспортный бизнес, то надо подумать над улучшением налоговой системы. А ситуация такова, что предприятие сейчас вынуждено платить налог по факту отгрузки продукции, а не по факту получения денег от заказчика. Государству очень удобно, а бизнесу нет. Предоплата может составлять 20-30%, срок выполнения заказа доходит до 9 месяцев, потом фирма сразу платит налоги, а когда придут деньги от заказчика – неизвестно. Производителей это очень напрягает. Переходить на упрощенную систему налогообложения экспортный бизнес не может, так как наши партнеры завязаны на НДС и не могут составлять контракты без него. И еще хорошо было бы для всех инновационных предприятий сделать налоговую ставку 14% от фонда оплаты труда, как в Сколково, куда мы, честно говоря, подумываем перебраться. Если говорить о ставках по кредитам, то они меня вообще не интересуют. Я принципиальный противник участия ссудного капитала в бизнесе. Сколько моих знакомых директоров набрали кредитов, а теперь вынуждены работать на одни проценты, так как в кризис продажи упали! Мне больше близка идея фонда прямых инвестиций. Пусть партнер входит в капитал предприятия и разделяет с ним риски. Идеи наши, деньги ваши, а риски пополам – такой подход я считаю наилучшим. Сейчас все риски ложатся на производителя.
Записал