Нина Талыкова,
судья Советского районного суда в отставке.
Моя судейская карьера началась не сразу. В 39 лет я стала судьей и отдала этой работе 18 лет. Когда я пришла в суд, он находился в двухэтажном доме, на месте, где сейчас располагается главный корпус Академии права и управления. Мы работали на втором этаже, а на первом был магазин. 4 судьи, 4 секретаря, заведующая канцелярией и 3 судебных исполнителя – вот и все сотрудники.
Дел мы рассматривали много. На территории района располагался Центральный рынок и все админист-ративные здания. Одних гражданских дел каждый судья рассматривал по 1500. Все дела пропускали через сердце, не было таких дел, за которые бы душа не болела. Кроме основной деятельности, все судьи вели большую общественную работу. Я курировала товарищеские суды во всем районе, а ведь они были при каждом домоуправлении. Лекции читала по гражданскому праву на всех предприятиях, в кинотеатрах перед сеансом, в школах. Темы были разные – на предприятиях разъясняла трудовые права, в школах рассказывала об ответственности несовершеннолетних, о правах детей. Я считаю, что мы проводили очень нужную работу. Мне кажется, сейчас судьям в этом плане легче. Я ведь за товарищеские суды на парткоме отчитывалась. Секретарь парторганизации удивлялся тому, что я всех председателей товарищеских судов знала по имени и отчеству.
Когда я работала, у нас сложились очень хорошие взаимоотношения с прокуратурой, милицией, райкомом, райисполкомом. Праздники мы встречали все вместе. А с Советским РОВД мы очень часто выезжали на природу.
Закончила работу в Советском суде я в 1987 году по личным причинам. Очень хотела, чтобы дочь пошла по моим стопам, но она стала врачом, а вот внучка нашла себя в юриспруденции. Закончила Академию права и управления с отличием, сейчас работает в Советском районном суде секретарем судебного заседания. Теперь спорим о моей правнучке, ей сейчас 3 года.
Мне кажется, что судьям сейчас стало труднее работать, морально труднее. Законодательство, например, раньше было устойчивей, уголовное право было отработано. Я вот сейчас посмотрела Уголовный кодекс – статьи очень «разжижены», много категорий дел добавилось, больше дополнений в законодательство.
Молодым судьям я пожелала бы неустанно повышать квалификацию, теснее взаимодействовать с прокуратурой и РОВД, как бы ни было тяжело на душе, никогда не показывать это людям, которые пришли к тебе за помощью.
Лариса Ерофеева,
судья Советского районного суда
В Советский районный суд г.Рязани я пришла сразу после школы, работала машинисткой, секретарем по гражданским делам, через год уволилась в связи с поступлением в вуз, затем вернулась и с тех пор работаю в его стенах: сначала секретарём судебного заседания, заведующей канцелярией, помощником судьи, а теперь судьей.
За это время суд сильно изменился, изменился и значительно вырос его коллектив, сегодня у нас 14 судей. Изменения эти были связаны с совершенствованием в нашей стране судебной системы, расширением полномочий судов, развитием процессуального законодательства, что привело и к увеличению количества рассматриваемых дел, и к увеличению нагрузки на каждого судью и на каждого работника аппарата суда.
Наш суд всегда был центральным судом города, на территории Советского района располагаются органы государственной власти и местного самоуправления, и это накладывает отпечаток на работу судей, требует особенно внимательного подхода к рассмотрению дел с участием представителей этих органов, поскольку часто такие дела имеют большой общественный и политический резонанс. Это налагает на каждого дополнительную ответственность, и зачастую для принятия законного решения необходимо проявить профессиональное мужество.
На мой взгляд, коллектив нашего суда достойно выполняет свою работу, что было бы невозможно без взаимной поддержки, взаимовыручки, неравнодушия каждого к трудностям другого, будь эти трудности связаны с какими-то личными проблемами или с профессиональными вопросами, ошибками и неудачами. Именно благодаря этому в нашем коллективе сформировался благоприятный микроклимат, царит атмосфера доброжелательности и взаимопонимания, которая благотворно влияет и на результаты работы. В общении друг с другом, обсуждая наиболее сложные и проблемные вопросы применения права, судьи оттачивают свои знания, своё понимание закона, что ведёт к повышению профессионального уровня каждого.
Евгений Яковлев,
судья Рязанского областного суда.
В июне 1987 года состоялось мое назначение судьей Советского районного суда, а до этого 4 года я был здесь народным заседателем. Суд в то время располагался на площади Костюшко, на первом этаже жилого дома, который постоянно затоплялся. Я приходил на работу раньше всех, потому на мою долю выпадало вызывать «Водоканал». Иногда до обеда устраняли эти неисправности...
В первый год работы в Советском суде мой рабочий день мог длиться до 12 часов. Опыта особого не было, но я очень старался, чтобы приговоры и решения были стабильными. Однажды на 20 дней я остался единственным судьей. За месяц пришлось рассмотреть 120 уголовных и 80 гражданских дел. Но ведь раньше уголовные дела были другие и специфика другая. Действовала статья 96 УК – мелкое хищение. На мясокомбинате, где были выздные заседания, доводилось рассматривать по 6-8 дел мелкого хищения. За месяц на 4 судей получалось порядка 300-350 уголовных дел в отношении «несунов».
Хотя Советский район и считается центральным, но в его границах расположены два участка – Солотча и Борки. В моем ведении были Борки, где не прекращались земельные споры. Как правило, по этой категории дел всегда были выездные заседания, так как в судебном заседании границу участка установить было невозможно, потому что ни один участок не совпадал с документацией.
Центральный рынок каждый день давал нам 15-17 административных дел по борьбе со спекуляцией.
Уже почти 20 лет я работаю в областном суде, а здесь существует традиция – не рассматривать дела суда, из которого ты пришел. Я считаю, это правильно, даже после 4 лет работы суд становится родным, и симпатия к нему остается.
Подготовила
по материалам пресс-службы областного суда.