22:34 МСК
Пятница
15 / 08 / 2025
3663

Сердечный разум песнопений

В Рязани выступила легендарная группа из Тувы

Концерты этнического квартета «Хуун-Хуур-Ту» во всем мире пользуются громадным успехом. Гастроли по всему миру в самых престижных концертных залах при полных аншлагах не оставляют музыкантам группы ни малейшего шанса на передышку. Впрочем, побывав на концерте группы, убеждаешься, что это не обычный концерт, а ритуальное действо. Горловое тувинское пение уходит корнями в глубь веков.

Видео Дмитрия Соколова

Тувинцы бережно хранят свою самобытную культуру, в которой скрыто немало загадок. Вдали от цивилизации, за Саянским Хребтом, легче оберегать древний фольклор от более поздних наслоений цивилизации. Магический символ вращающегося в огненной спирали Солнца взяли для своего имени музыканты группы «Хуун-Хуур-Ту». Лучи сквозь облака, солнцеворот, динамика вращения всего живого в безостановочном круговороте – это в полной мере отражает содержание музыкальных композиций тувинцев, даже когда в песне речь идет о самых обыденных вещах: о дружбе человека и коня, о мечте охотника, о сильнейшей тяге к домашнему очагу, о красоте цветущих степей…

Эпические сказы древней Тувы повествуют о возможностях человека, о его силе и бессилии перед лицом Времени, о магической реальности одухотворенной природы.

В православной культуре есть понятие «Святой Дух». Азиатские народы говорят – «небесный ветер». И то, и другое означает связь. Небесный ветер перелистывает страницы тысячелетий, а душевная память народа хранит содержание этих страниц. Каждое слово, сказанное на концерте ведущим Саян Бапа, наполнено связью поколений: «Фольклор самодостаточен. В него надо как можно меньше вмешиваться». Традиция коллективного пения и импровизации у тувинцев составляет основу народной музыкальной культуры. Протяжные песни бескрайних степей и ритмичные, динамичные скаковые, где стук копыт коня и стук сердца всадника резонируют в единстве, медитативны и завораживающе притягательны. Инструменты в руках мастеров оживают, и слышится то ржание коня, то пение птиц, то вздохи ветра – вся звуковая палитра живой природы. «У природы очень тихий голос», – говорил Альберт Эйнштейн. У природы очень тихий голос: музыканты группы «Хуун-Хуур-Ту» водили слушателей тайными таежными тропами, пускали стрелы в невидимые непосвященному глазу мишени, разрушая стереотипы восприятия музыки. Кукушка куковала тихо-тихо, пару раз ухнул филин, ворон каркнул и стих, а шелест вековых лиственниц унес с собой небесный ветер. Глухие удары большого барабана «кенгирге» мерно выбивали формулу, понятную лишь посвященным и вводя в транс застигнутых врасплох. Всесильная магия звука одерживала верх над разумом.

Хуун-Хуур-Ту – это голос глубинных недр азиатской России. Кочевая жизнь привычна музыкантам группы. Но видится в гастрольно-концертном графике еще и парламентерская составляющая – налаживать связи не умом, а через душу. У древних славян тоже есть практики «ладить окружение». Расстояния в России велики, а корень един.

Древние народы проклятием, страшным врагом считали забвение, отсутствие родовой памяти. Песня – как хлеб и зрелище – это не новое слово в культуре, это ее истинная суть. Музыканты группы «Хуун-Хуур-Ту», удостоенные многих славных званий и наград, ладят связь времен. Кайгал-оол Ховалыг – старейший участник группы, хранитель родовой памяти своего народа, доносит смыслы песен через многотембровый голос: от низкочастотных горловых, взятых из утробы земли, до высоких небесно-недосягаемых, а между ними свой, человеческий голос – охотника, табунщика-кочевника, шамана. Самый молодой участник группы Радик Тюлюш – мастер хоомея, уникального искусства, когда исполнитель извлекает одновременно два или даже три звука своим голосом, т.е. расщепляет звук по вертикали. Виртуозное владение четырехструнным смычковым «бызаанчы» и вертикальной флейтой «шоор» являет вместе с голосом неповторимое многоузорное шитье музыкального полотна, сотканного из нитей душевной памяти своего народа. Алексей Сарыглар – живое сердце «Хуун-Хуур-Ту». Большой барабан «кенгире», копыта коня «дуюглар» включают слушателя в иной ход времени. Это лежит за гранью слов, в области непознаваемого человеческим умом. Саян Бапа от имени всей группы поблагодарил рязанцев за теплый прием. Сердечный разум музыкальных композиций «Хуун-Хуур-Ту» – это лучшее, то, что может подарить человеку надежду на духовное возрождение, дав жизнь росткам новых цивилизаций.

Ирина Нестерова

Статья опубликована в газете Рязанские ведомости в номере 18 (5059) от 04 февраля 2016 года
Подписывайтесь на нашу группу ВКонтакте, чтобы быть в курсе всех важных событий.
Кнут есть, а пряник где?
Вячеслав Астафьев
Многогранное и многоликое
В областной библиотеке имени Горького стартовал Год российского кино
Вероника Шелякина
Читайте в этом номере: