В ходе «круглого стола» были затронуты вопросы, связанные с развитием музеев в условиях рыночной экономики. Участники попытались определить конкретные способы эффективного сотрудничества музеев, представителей власти, бизнеса и образовательных учреждений.
Музей призван хранить культурное наследие, обеспечивать связь между прошлым и будущим, удовлетворять духовные потребности общества и выполнять образовательную функцию. Он должен быть рассчитан на диалог с посетителем. По мнению заведующей культурно-образовательным отделом историко-архитектурного музея-заповедника «Рязанский кремль» Натальи Максаковой, прежде чем принимать какие-либо решения, необходимо планомерно изучить потребности посетителей и на их основе строить культурно-образовательные программы. В этом году во время международной акции «Ночь в музее» было проведено анкетирование. Анализируя полученные данные, учитывая опыт работы и мнения отечественных музеологов, организаторы акции выяснили, что с течением времени изменился не только содержательный характер деятельности музеев, но и трансформировалось само понятие «музейная аудитория», которое обозначает не просто посетителя, а конкретные социальные группы.
– Около сорока процентов посетителей составляют школьники и студенты, – сказала Наталья Витальевна, – это дает надежду на дальнейшее развитие музейной культуры.
Восемьдесят процентов респондентов считают, что музей должен выступать не только в роли хранителя древних артефактов, но также активно участвовать в решении таких социальных проблем, как детская беспризорность, преступность, наркомания, отсутствие толерантности в отношении пожилых людей и людей с ограниченными возможностями. Однако музеи плохо приспособлены быть орудиями решения проблем, но зато они могут быть полезны для выявления сути данных проблем.
– Только находясь в партнерских отношениях со специализированными учреждениями, музей может оказать помощь и поддержку, – считает Наталья Максакова, – сейчас в числе наших партнеров более двадцати различных организаций.
По мнению участников «круглого стола», интерес к музеям у населения по-прежнему остается невысоким.
– Это не российская, а мировая проблема, – сказала проректор по стратегическому развитию и инновациям РГУ им. Есенина, профессор Наталья Ледовских. – Мы должны думать о том, как строить отношения в существующих условиях. Есть хорошая русская пословица: «Один в поле не воин». Необходимо создать специальную программу по взаимодействию учебных заведений и музеев и повышать культурный уровень подрастающего поколения.
По словам Натальи Петровны, университет планирует создать ассоциацию школьных музеев.
На расширение партнерских отношений нацелен и областной художественный музей им. И.П. Пожалостина. В его стенах студенты РГУ и художественного училища имени Вагнера проходят практику. В 2013 году музею исполнится сто лет, и сейчас он готовит концепцию своего развития, в которой важное внимание уделяется подготовке кадров.
Перед музейным сообществом остро стоит проблема финансирования. Необходимо привлекать дополнительные средства для решения многих задач. На Западе уже давно и успешно используется метод фандрайзинга. У нас он только начинает развиваться. Его суть заключается в привлечении финансовых средств от частных лиц или организаций на реализацию социально значимых проектов в сфере здравоохранения, образования, культуры. Здесь важно не столько деньги, сколько цели, достижение которых требует поддержки.
Музейные услуги – особый «продукт», в котором реализуется культурно-просветительская функция общественного бытия. По мнению участников «круглого стола», в последнее время посетители приходят в музеи, чтобы отдохнуть и приятно провести время. В результате из храмов науки и искусства музеи постепенно превращаются в места развлечений. Поэтому деятельность музеев в современном обществе должна строиться на их взаимосвязи друг с другом и выборе одной общей стратегии.