00:50 МСК
Суббота
16 / 08 / 2025
1441

Набирая высоту

В полете все важно: от взлета до посадки

Об этом хорошо знает каждый пилот воздушного судна, и хотя от машины в воздухе он неотделим, нельзя забывать, что самолет должен вернуться на свой аэродром.

Эту заповедь еще с курсантских времен хорошо усвоил вице-президент Федерации сверхлегкой авиации Рязанской области, руководитель авиационно-спортивного технического клуба «АЭРО-МИКС» Александр Моисейкин.

Александр Петрович рязанским авиаторам хорошо известен. Опыт его пилотного стажа на разных типах самолетов, как военных, так и гражданских, составляет более 40 лет (у Моисейкина более10 тысяч часов налета). Недавно Александр Петрович отметил шестидесятилетие.

Он не только построил своими руками дом, вместе с супругой Аделиной Рафаиловной воспитал двух прекрасных детей, достиг высокого уровня профессионализма в летном деле, но и получив знания и сертификат пилота-инструктора и эксперта, успешно передает опыт молодым.

Всегда хотелось обнять небо

– Мало кто из мальчишек города Балашова, где я родился, не мечтал поступить в Балашовское летное училище. Я исключением не являлся. Мой путь в авиацию поначалу был «отрезан» врачебной комиссией – признали не годным для службы в авиации из-за травмы роговицы глаза, полученной в детстве, – рассказывает Моисейкин.

Через год, в период службы в рядах Вооруженных сил, он вновь решил попытать счастье и сумел убедить докторов, что летать сможет. Поступил в Тамбовское высшее военное авиационное училище им. М.М. Расковой и с отличием окончил его в 1979 г. К выпуску уже получил пилотную практику на самолетах Л-29, Ил-28, Ту-16.

Получив назначение на Дальний Восток, сначала летал на тяжелых самолетах 3М, затем осваивал самолет «ядерной триады» – ТУ-95.

Рулевой не боится ответственности

Те, кто учился пилотированию у Моисейкина, отмечают, что Александр Петрович советует вырабатывать у себя командирское отношение к работе: а командир воздушного судна должен учить грамотно оценить обстановку, принять решение и взять на себя ответственность.

Сам он с детства отличался лидерскими качествами и никогда не прятался за чужой спиной, если приходилось отвечать за какое-то озорство. Был честен и принципиален – так утверждают его близкие. В училище был секретарем комсомольской ячейки, а на службе – секретарем парторганизации эскадрильи. К слову, в годы перестройки не побоялся открыто выступить против продвижения замполита по карьерной лестнице, объективно указав на его недостатки в работе. По этой причине ему пришлось уволиться со службы и перейти на «гражданку».

Вспоминать о переходном периоде Александр Петрович не любит. Можно только предположить, что для человека, влюбленного в профессию, «перестройка» легко не проходит, особенно, если и опыт в наличии, и сил предостаточно. Моисейкин нашел им применение.

Я летчик – значит должен летать

В Рязани Александр Петрович устроился работать в Турлатовский авиаотряд, где пролетал до 1996 года на самолете Ан-2. После развала авиаотряда тесно контактировал с аграриями. В Рязанской области впервые при поддержке однокашника по училищу (который также вышел в отставку, начал применять новые формы проведения авиахимработ, на полях региона стали применять ультрамалообъемное опрыскивание). Опыт оказался успешным. Управление сельского хозяйства закупило в лизинг 2 легкомоторных самолета «Бекас». Выбором завода-изготовителя, сборкой и транспортировкой руководил Александр Петрович.

Со временем он освоил не только пилотирование этого типа самолета, но и ряд других. Стал организатором производства самолетов Х-32, С-2 «Синтал» в г. Рязани и цельнопластикового самолета МИКС-500 собственной конструкции.

Решение своими силами собирать крылатые машины было смелым, но вполне осознанным. Моисейкин в деталях машин разбирался всегда легко. Еще в годы учебы сокурсники нередко обращались к нему за консультацией. Был даже случай, когда при объяснении преподавателем работы какого-то узла рабочего двигателя курсант Моисейкин обнаружил ошибку в схеме, по которой, как оказалось, занятия велись уже более 10 лет. Курсант не побоялся на эту ошибку обратить внимание, хотя и получил замечание за несоблюдение субординации. Но вот что интересно. На следующий день преподаватель извинился и поблагодарил курсанта, так как его замечание оказалось верным. К такому выводу пришли преподаватели технической службы, детально вникнув в изображение.

Но одно дело – теория, а другое – своими силами изготавливать самолеты. На это надо было решиться. Александр Петрович объясняет, что неоднократно бывал на предприятиях, где собирали «Бекасы». Наблюдая за работой сборщиков, понял: ничего сложного в этом нет и процесс по силам освоить самим.

– С моим коллегой Николаем Степановичем Панюшкиным (ныне покойным) мы взяли для пробы не целый самолет, а конструкторский набор – КИТ. Попробовали собрать – получилось. Постепенно перешли на изготовление своего самолета, включив в конструкцию новые материалы для изготовления крыла и фюзеляжа самолета. Принцип – простейшая «сэндвич-панель». В качестве наполнителя использовали пенопласт с высокой плотностью. Внедрение этой технологии значительно повысило летные характеристики самолета.

За период работы клуба удалось собрать около двух десятков самолетов типа «Бекас», выполнить большое число ремонтных работ сверхлегких летательных аппаратов.

Уроки от «Аэро-Микса»

Работу по подготовке пилотов-инструкторов Моисейкин освоил без труда. Получил на этот вид деятельности сертификаты, необходимые для обучения, в том числе свидетельство эксплуатанта авиации общего назначения с правом выполнения авиационных работ. Многие члены клуба «АЭРО-МИКС» – спортсмены, входят в состав сборной России по СЛА-мотоспорту.

С 2005 г. Александр Моисейкин является организатором и руководителем авиационного спортивно-технического клуба, старшим авиационным начальником аэродрома (п/п) «Панино».

Сегодня «АЭРО-МИКС» входит в объединенную Федерацию сверхлегкой авиации Рязанской области и России, которая консолидирует региональные федерации и клубы. ОФ СЛА России разрабатывает законы для этого типа авиации, правовые нормы и непосредственно связана с руководством Росавиации Минтранса РФ.

– К сожалению, малая авиация сейчас переживает не лучшие времена по целому ряду причин. В том числе из-за того, что из-за санкций были потеряны смежники. Но выход обязательно будет найден, так как использование сверхлегких самолетов – экономично выгодно. Такие машины востребованы в любых областях: от облета нефтегазопроводов, лесных угодий во время пожароопасного периода до проведения эвакуации больных или пострадавших во время ДТП. Сверхлегкому самолету не требуется большой разгон, то есть длинная взлетная полоса. Расход топлива на самолетах сверхлегкой авиации составляет 12-14 литров на час полета. Для сравнения – Ан-2 тратит 200 литров на час полета, причем специального топлива. Самолеты просты в обслуживании, проведении регламентных работ, – объяснил Моисейкин.

Александр Петрович может долго перечислять достоинства полюбившихся крылатых машин и уверен, что именно малая авиация может способствовать решению целого ряда проблем во всех отраслях. К нему прислушиваются все, кто приходит на учебу в АСТК «АЭРО-МИКС».

Статья опубликована в газете Рязанские ведомости в номере 19 (5060) от 05 февраля 2016 года
Подписывайтесь на нашу группу ВКонтакте, чтобы быть в курсе всех важных событий.

Ранее по теме:

Фотография рассказывает

В Рязанской области у бизнесменов появилась возможность внести предложения по решению проблем в сфере предпринимательства

В Рязанском медуниверситете стартовали «Биохимические чтения»

Лидера догнали, но не обошли
Рязанцы догнали лидирующий в чемпионате России среди клубов высшей хоккейной лиги «ТХК», но по дополнительным показателям впереди идут тверичи
Вячеслав Чирков
Они стали первыми
Участники первых занятий начального этапа открытия в Рязани шахматной школы международного гроссмейстера Дмитрия Андрейкина
Анатолий Пономаренко
Читайте в этом номере: