Недавно интернет-сообщество взбудоражила статья в газете «Белгородские известия», где журналистка описала, как проходила диспансеризацию в поликлинике по месту жительства. Емко, в свойственной журналистам динамичной диалоговой манере она показала изнанку амбулаторного звена государственной медицины. Суть материала в том, что прохождение диспансеризации, к которому нас так призывают, оказалось для конкретного человека делом довольно трудоемким, нервным и к тому же очень затратным по времени. По следам этой публикации губернатор Белгородской области даже устроил целое разбирательство и поручил соответствующим службам сделать диспансеризацию удобной и доступной.
Прочитав статью своей белгородской коллеги, я поймала себя на мысли, что российские поликлиники, словно братья-близнецы, по своей сути поразительно похожи одна на другую. Почти везде – длинные очереди, персонажи, которым «только спросить», уставшие врачи и медсестры, выяснение отношений у регистратурных окон. И вот среди всего этого должно найтись место для такого благого дела, как диспансеризация, на которую, по идее, хорошо себя чувствующий гражданин должен прийти добровольно. Белгородская журналистка так и сделала. Но в поликлинике ей сразу дали понять, что все не очень-то и просто. И придется отстоять не одну очередь и износить не одну пару бахил, чтобы узнать, все ли в порядке со здоровьем.
Скажем прямо, не каждый отличается таким ангельским терпением. Вот, предположим, сознательный человек придет на ту самую диспансеризацию, потопчется в поликлинических коридорах, поймет, что его там не очень-то и ждали, развернется и отправится восвояси. А ведь должно быть все наоборот.
Замминистра здравоохранения России Татьяна Яковлева при каждом удобном случае об этом своим коллегам не просто напоминает, а буквально на этом настаивает. Вот и на днях во время своего приезда в Рязань она, наверное, не меньше получаса провела именно в кабинете диспансеризации поликлиники №2. По мнению замминистра, профилактические кабинеты в поликлиниках обязаны быть такими, чтобы в них хотелось зайти, соответственно, людей там должны ждать. А лучше, чтобы в каждой поликлинике было целое профилактическое отделение. Современная поликлиника, вообще говоря, должна начинаться с профилактики. Но это пока только в идеале.
Жизнь показывает, что люди отправляются туда, как правило, в случаях крайней необходимости, когда уже что-то заболело, когда схватило сердце, ноги плохо ходят, глаза совсем не видят или «накрыла» сезонная простуда. По последней причине в районную поликлинику, а точнее, ее филиал, занесло не так давно и меня. Ничего не могу сказать о лечебной базе этого медучреждения, так как им воспользоваться мне не посчастливилось. Отмечу лишь то, что внутренняя обстановка данной поликлиники выздоровлению никак не способствует. Плюс организационная путаница: непонятно, кто первый заходит к терапевту – тот, у кого талон на конкретное время, или тот, кто час назад занял очередь.
Несколько слов о диагностике. Такое ощущение, что, хотя медицина и шагнула далеко вперед, набор диагностических возможностей наших участковых терапевтов остается минимальным. Возможно, мое предложение покажется кому-то абсурдным и утопическим, но почему бы терапевтические кабинеты не оснастить, например, самыми простыми аппаратами УЗИ, чтобы врач мог понять наличие или отсутствие каких-то грубых нарушений в организме человека, чтобы не приходилось пациенту ждать этой диагностики неделями.
Участковому терапевту, фактически превратившемуся в последнее время в диспетчера по выписыванию различных направлений, нужно вернуть доверие пациентов. А самих пациентов избавить от бесконечного хождения из одного поликлинического кабинета в другой. Именно поэтому сегодня для первичного звена здравоохранения готовят уже не терапевтов, а врачей общей практики – специалистов-универсалов.
Но болезни, как известно, лучше предупреждать, чем лечить. Именно поэтому сегодня делается ставка на массовую диспансеризацию. Проходить ее теоретически согласны больше 70 процентов россиян. И сегодня главное – не отбить у них это прекрасное желание.