21:03 МСК
Пятница
15 / 08 / 2025
2087

Театр в меняющемся мире

VI Всероссийский фестиваль спектаклей для подростков «На пороге юности», проходивший в Рязани в начале октября, стал событием в культурной жизни региона, явлением на театральном пространстве России.

За десять лет он обрел свое лицо, он каждый раз представляет реальную картину жизни театров для детей и молодежи, поэтому к нему такой большой интерес со стороны и самих театров, и режиссеров, и критиков, придирчиво отслеживающих театрально-фестивальный процесс. И самое главное – на фестиваль стремилась публика, и юная, и достаточно зрелая. Ей было интересно и на сугубо молодежных драмах, и на классике, и на экспериментальных постановках.

А для тех, кто был вхож в закулисную жизнь фестиваля, пожалуй, самыми интересными были неформальные встречи с актерами, режиссерами, критиками. В рамках фестиваля проходили обсуждения спектаклей, драматические лаборатории, «круглый стол» на тему «Театр и подросток». Надо сказать, что «круглый стол» был крайне интересен, и мы предлагаем вниманию наших читателей некоторые фрагменты из выступлений известных деятелей театрального искусства.

Ксения Драгунская,

драматург, Москва.

Фестивали всегда очень полезны, потому что какие-то театры из отдаленных городов, какие-то находятся в затруднительном положении, и они просто варятся в собственном соку. Они получают возможность на фестивале повидаться с коллегами, встретиться со столичными критиками, обменяться впечатлениями, опытом, посмотреть, что происходит на свете. Это очень полезно. Надо, чтобы такой фестиваль был, и то, что он проходит раз в два года, – это все-таки редковато.

Но у меня на таких фестивалях лишь появляются вопросы. И их становится с каждым фестивалем все больше и больше. Я не понимаю, например, что и как сделать для того, чтобы молодежь ходила в театр. Тем более, что в театр ходит всего лишь семь процентов людей от населения всей страны. А для сельских жителей посещение театра стало неосуществимой мечтой, поскольку во многих регионах отсутствует, как при советской власти, практика выездных спектаклей.

Театр и так, по своей природе, – искусство элитарное. А в нынешнее время он все больше отрывается от народных масс.

Режиссеры искренне сетуют на то, что нет сейчас пьес, которые шли бы «пожаром» по стране, на залы в тысячу мест. И зрители бы, затаив дыхание, внимали бы происходящему. Но их просто не может быть по определению, потому что общество наше разрознено, разорвано и состоит из мелких, часто полярных друг другу, групп. Нет сейчас единомыслия, а посему написать пьесу, поставить спектакль, который бы имел объединяющее воздействие, пока, наверное, просто невозможно. Кроме того, даже если ты напишешь распрекрасную пьесу, у каждого театра найдется миллион весомых объективных и субъективных причин, по которым он эту пьесу поставить не сможет.

Поэтому автор должен приглядываться, прислушиваться больше всего к себе, и главное – быть искренним, не стараться прогнуться под мейнстрим и под какие-то запросы сегодняшнего дня.

Вернусь к теме подростков, как привлечь их сегодня в театр. Естественно, что в театре они должны видеть и слышать только то, что они не увидят или не услышат в другом месте – по телевизору или в Интернете. Это должно быть нечто другое, уникальное. А вот, что другое и как обеспечить, говоря языком обслуживающего персонала, «пакет соответствующих переживаний», я лично не знаю. Для меня такого рецепта нет. Наверное, может быть только один путь – говорить о том, что волнует тебя, и говорить об этом искренне. Надо, прежде всего, рассчитывать на доверительный разговор со зрительным залом.

Может быть, чтобы привлечь зрителя, нужно делать быстро, на «живую нитку», на малой сцене, где-то под лестницей, какие-то маленькие спектакли, основанные на импровизации, с привлечением не только современной драматургии, но и новой поэзии и прозы.

Театр, конечно, должен вести просветительскую работу, но не позиционировать себя как некую кафедру, не важничать, не быть амбициозным, а действительно стараться что-то сделать, скромно, но с достоинством нести свою миссию. Ведь жизнь меняется очень быстро, и человек уже нынче другой, а большинство драматургов все пишут и пишут на подростков 60-70-х годов, не понимая при этом, что мир уже другой.

Я бы призывала театры делать побольше спектаклей, акций, проектов «на живую нитку» – быстро – при помощи молодых режиссеров или силами только актеров. Это необходимо, чтобы в театре была жизнь. Самое страшное, когда входишь в театр, где ничего не происходит, где время остановилось, а есть такие театры, даже в Москве.

Ольга Глазунова,

заведующая кабинетом

театров для детей

и театров кукол СТД РФ,

г.Москва.

Как только начинается весна и осень, в России начинается гора фестивалей: «Арлекин», «Радуга», «Репка», «На пороге юности»… И чем больше я езжу по фестивалям, тем больше понимаю: фестиваль и театр при нем должны иметь свое лицо.

Ксения очень верно сказала, что вокруг театра должна быть бурная жизнь – интересная, разнообразная. Сейчас меня, например, потрясает Российский академический молодежный театр – и чем дальше, тем больше, какая у них бурная жизнь и сколько молодых они привлекают. Мне кажется, это очень верный путь, потому что они привлекают не только молодую режиссуру, но вместе с ней молодого зрителя. Сходите посмотреть «Берег утопии», который идет с утра до глубокой ночи – почти 9 часов, и вы увидите, сколько там молодых лиц.

Это все к вопросу о том, что «едят» молодые: только манную кашу или им доступна пища более сложная, изысканная. Это очень важный вопрос, и театры должны об этом серьезно подумать. Так же, как и фестивали.

Замечательно развивается фестиваль «Золотая репка». Невероятно интересно живет Саратовский ТЮЗ – один из старейших в стране. Я была у них летом, когда в городе стояла дикая жара, казалось бы: ну кто пойдет в театр? А у них в это время шел семинар молодой режиссуры. И как выяснилось: на этот семинар, в душные залы без вентиляции, приходили толпы людей разного возраста, в том числе молодежи.

Я думаю, задача Рязанского Театра на Соборной и фестиваля «На пороге юности» – не просто собираться раз в два года, а все-таки ставить перед собой глубокую, предметную задачу. Например, как это делалось в Самаре, на фестивале «Репка» – в основном приглашались спектакли режиссеров, которые прошли при этом театре через молодежные семинары – они были спорные, иногда неудачные. Но, во всяком случае, во-первых, они привлекали молодую публику, а это одна из главных задач ТЮЗа, а во-вторых, фестиваль обрел свое лицо. А иначе это просто наши дружеские встречи – они замечательны и милы, но какого-то своеобразия, индивидуальности лишены. И об этом надо серьезно подумать.

Никита Деньгин,

критик, Санкт-Петербург.

Мне кажется, фестиваль обнаружил ряд проблем, касаемых театра для детей и молодежи. Проблема первая – это репертуарная. Практически все названия, за крайне редкими исключениями, очень традиционные. Это касается и классики, и военной тематики. Все очень традиционные репертуарные ходы. Кроме, пожалуй, «Милого друга», который стал нонсенсом, в хорошем смысле этого слова.

Очевидно, что театры работают с тем репертуаром, который уже наработан. Современной же драматургии нет, отсутствуют нестандартные ходы, нет неожиданных, спорных пьес. Театр наш идет проторенными путями: бывает это сделано качественно, но порой вызывает скуку. Есть, повторюсь, проблема отработанности репертуара. Второе – есть вопрос к актерской технике. Совершенно понятно, что сейчас уже нельзя играть, как в XIX веке или в середине XX века. Все время происходят подвижки в актерстве. И интересный опыт в этом плане – «Человек в футляре»: там есть разные способы общения, разные стили и так далее. Там есть попытка что-то сделать с традиционной манерой исполнения, есть какие-то интересные находки. В спектакле ощутим момент поиска, попытка открыть классическое произведение другим ключом. И очень важно, что это произошло на рязанском фестивале.

Есть еще одна проблема – зритель и зрительская культура восприятия. Понятно, что мы живем в мире, который наводнен СМИ, Интернетом и прочим, но, как правильно кто-то заметил, иногда возникает ощущение, что, чем примитивнее спектакль, тем он приятнее зрителю. Он просто доходчивее, понятнее публике.

Геннадий Демин,

критик, Москва.

Одна критикесса как-то написала гениальную фразу: «Неважно, поставил ли ты хороший спектакль или плохой. Неважно, профессионал ты или нет. Важно одно: сумел ли ты создать вокруг спектакля шум».

Надо все-таки различать бурлящую жизнь вокруг театра и жизнь внутри него. У каждого фестиваля, мне кажется, есть огромная опасность – захватывает ли он действительно суть или при всей современности формы театральная суть уходит. На что делается упор – на констатацию сегодняшнего процесса или на глубинные размышления на вечные темы. Отрадно, что фестиваль в Рязани сориентирован, прежде всего, на вечные истины, которые всегда будут актуальны.

Статья опубликована в газете Рязанские ведомости в номере 201 (3752) от 22 октября 2010 года
Подписывайтесь на нашу группу ВКонтакте, чтобы быть в курсе всех важных событий.

Ранее по теме:

Не стареют душой ветераны

На семинаре поддержали молодых

У «Белого на черном» – приз жюри зрителей

Население и граждане
Идентичны ли эти понятия? Как и когда просто человек становится гражданином? Можно ли в России насадить гражданское общество, как картофель во времена Екатерины?
Ирина Сизова
Рабочий переходного периода
Когда фотокор «Рязанского комсомольца» Юра Черников делал на колхозном поле снимок молодого механизатора, он горячо протестовал, если парень пытался вытереть свое запачканное, запыленное ...
Татьяна Банникова
Читайте в этом номере: