Не повезло дворникам с нынешней зимой. Да и всем коммунальным службам тоже. Снег и лед, вода и сосульки – всем одарила нас капризная барышня – зима, не поскупившись.
И я сочувствую всем тем, кому приходится бороться с последствиями ее причуд. Сколько их еще впереди. И сколько угодно мы со свойственным нам скепсисом можем рассуждать о том, что зима в России всегда приходит неожиданно. Но ведь, согласитесь, такого разнообразия осадков и температур в наших широтах давно не было. И если в сельскую местность эта зима принесла, наконец, невиданные давно сугробы и снежные горки, то в городе кто-то должен убирать и сугробы, и снежные горки.
Сижу в очереди. Рядом со мной мужчина средних лет с мобильником возле уха. Проводит планерку, не выходя из очереди:
– Вы там воду из лужи откачиваете? Ну и что, что подморозило. Сколько сможете, столько и откачайте…Камаль, ты что делаешь? Солью посыпаешь? Молодец! А возле лавочки во дворе дома № 4 снег убрал? А то батюшка жаловался, ему посидеть негде… Сосульку сбить? Вам в ЖЭУ надо позвонить. Это платная услуга. У них спецы есть, они все сделают. Ага, в ЖЭУ…
В общем, вскоре вся наша немногочисленная очередь поняла, на каком фронте служит мужчина. На коммунальном. И служба у него и опасна, и трудна. Особенно в эту пору.
Хочу заметить, что в нашем дворе очень хороший дворник – милая женщина с метлой, скребком, лопатой. Она борется со снегом и льдом едва ли не каждый день. Иногда ей помогает мужчина, потому что работы хватает с избытком. Хожу по городу, вижу: не во всех дворах такой порядок. А у нас даже яркие ленточки вдоль стен натянули, чтобы не лезли прохожие под сосульки. Правда, вскоре кто-то эти ленточки коварно оборвал, кому-то они помешали.
Но не подумайте, пожалуйста, что мое благостное настроение этой зимой ничто не омрачало. Омрачало, а как же… Вот поскользнулась недавно на тротуаре: вода, а под ней – лед, и воду из лужи никто не откачивает. На этой неделе перестала ходить на работу пешком, потому что скользко и опасно.
Я знаю, все у нас правилами расписано: кто должен убирать снег и лед с проезжей части улиц, кто – с тротуаров, кто – со дворов. Знаю, что это разные службы, и спрос с них разный, так же как и возможности у этих служб разные. Но вот почему у отдельных зданий и сооружений практически в центре города до сих пор лежат горы снега высотой в человеческий рост, не понимаю. Кто-то ведь обязан вывозить избыток снега с городских пространств.
Вот про Москву я знаю – там служба по уборке города, оснащенная сотнями автомобилей и погрузочных машин, вывозит снег на специальные снегоплавильные заводы. Нам это все объяснили и по телевизору показали. У нас, конечно, не столица, снегоплавильными заводами не обзавелись пока. Но и снег с улиц вывозить не спешим. Пройдитесь по улицам Горького, Есенина, загляните в другие микрорайоны. Ведь что происходило в пору пика снегопадов? Снег сметали с тротуаров поближе к проезжей части, с проезжей части – к кромке тротуаров. Он там так и лежит – не белый уже, не мягкий и не пушистый. В теплую погоду он активно тает, заполняя водой все доступное для нее пространство. Ливневая канализация у нас, сами знаете, какая. Вот мы и бродим в феврале по лужам в резиновых сапогах. Снега уходят со дворов…
Я уже не говорю об экологической стороне проблемы. Сколько в этих слежавшихся сугробах накопилось грязи, вредных последствий автомобильных выхлопов и всего того, что атмосферу не озонирует. Это же все не сегодня, так завтра потечет ручьями в наши пруды, озера и реки. А мы будем этим всем активно дышать.
Вот прямо слышу возражения скептиков: сколько у городских служб проблем, а вы тут со снегом. Некому его убирать, некогда и нечем. И вообще, у городской жизни есть свои очевидные минусы. Хочешь чистоты и экологии, поезжай в деревню со снежных горок кататься. Все это так. Да не совсем.
Ну вот такая в этом году зима – всего с избытком. И опять выходит, что мы к ней не готовы. А климат, говорят, меняется, и не в лучшую сторону. И Арктика тает, и белым мишкам несладко, и зимы такие капризные у нас перестанут быть редкостью. Так что летом готовить нужно скребки, лопаты, погрузчики, грузовики и снегоплавильные установки. Снега сами со дворов не уходят. А если случается так, что уходят эти самые снега, не прощаясь, то оставляют зримые следы.