07:54 МСК
Пятница
04 / 12 / 2020
2286

Пятьдесят кадров в секунду

…И сердце стучит в унисон

У каждого фотографа, режиссера, оператора свой «глаз». Можно снять воду и колыхание водорослей так, что взгляд не отведешь, и тогда это будет Тарковский.

А можно снять траву на усадьбе Андрея Арсеньевича, и возникнет ощущение потерянного рая. Тогда это будет Номероцкий.

...Он мечтал управлять самолетами, но выбрал профессию оператора телевидения, и ни разу не пожалел.

Оказалось, что эта работа тоже дает ощущение полета.

«Мне повезло, что у меня был такой отец – увлеченный, творческий человек. Работал он бухгалтером на железной дороге, но всегда старался быть рядом с искусством – снимал фильмы, выпускал стенгазету, читал со сцены стихи и басни. От него мне передалось увлечение фотографией и киносъемкой, и когда встал вопрос – куда идти после школы, я ни минуты не сомневался – на телевидение», – рассказывает Станислав Юрьевич.

Порог читинской студии ТВ Станислав переступил в 18 лет, имея в своем багаже немало самостоятельно снятых ­­любительских лент и целый рекламный ролик о гастролях амурского драмтеатра, который демонстрировался в читинских кинозалах. В 1966 году он впервые выехал на задание со съемочной группой в должности ассистента кинооператора.

Приставка «кино» здесь показательна. В те годы технология телевизионных съемок мало отличалась от кинопроизводства. Съемка велась на негативную пленку, озвучивание происходило в студии. Потом появились камеры с ­­­возможностью отдельной записи звука на магнитофон. Звук подкладывали под изображение – синхронизировали, отсюда и проникло в лексикон телевизионщиков слово «синхрон».

Сейчас оно звучит несколько нелепо – звук и картина пишутся сразу, и монтажеры избавлены от необходимости выполнять рутинную операцию.

Технологическая эволюция телевидения и творческий путь оператора Станислава Номероцкого тоже двигались синхронно. Он и есть – часть истории отечественного ТВ. С доброй завистью к более молодым современникам-коллегам он говорит: «Была бы в нашем распоряжении легкая, надежная, компактная аппаратура, как много мы могли бы снять в командировках. Какие очерки привезти в студии!»

Очерки о чем?

Ну, например, о строителях БАМа…

Его фильмы о самоотверженных людях, прокладывающих дорогу к границе Забайкалья, передают дух романтики и героических свершений. «Не верьте тем, кто ставит под сомнение значимость труда бамовцев. Я видел такие примеры мужества и выносливости, стремления двигаться вперед, что порой наворачивались слезы. Подвиг строителей – это правда», – говорит Номероцкий. Он видел, как люди демонстрируют чудеса в управлении техникой, как дымились открытые участки тела на 50-градусном морозе, как ослеплял в тайге комариный гнус – и был рядом: в кабинах машин, в непролазной грязи, в палатках, согревая на груди аккумуляторы камер.

Люди везде люди – бытует расхожее утверждение. С ним вряд ли согласятся операторы. Первый выезд на съемку в Рязани приятно удивил и вдохновил Станислава Номероцкого.

– Я переехал в Рязань из Читы в 1987 году, когда здесь открылось телевидение и потребовались профессиональные операторы. Мы начинали втроем – Владимир Синяев, Владимир Тихомиров и я. У меня давно зрело желание вырваться из тех краев. Нам казалось, что здесь, в «Европе», возле самой Москвы, жизнь значительно интереснее, насыщеннее, ярче. Первое, что меня потрясло, когда я отправился на первую съемку, это люди. Они открыты! Свободно разговаривают при включенной камере! Первый синхрон мы записали сходу. Я тогда пришел в восторг – надо же, и пленки лишней тратить не приходится. В ­­Сибири вызвать кого-то на диалог – это же была мука. Люди зажимались, смущались – «да не-е, что я, вы вот лучше того снимите». И вдруг такая раскрепощеность в кадре! А уж когда наступила весна, и мы увидели константиновские дали, эту серебристую ­излучину Оки среди малахитовой зелени, я понял, что Рязань останется моим родным пристанищем, наверное, навсегда.

Небрежность и спешка – первые враги оператора. Пишущий журналист может вернуться к тексту на следующий день и переделать его от первой до последней строчки. Снятое на видео остается таким навсегда…Те, кто видел, как тщательно Станислав Юрьевич готовится к съемке, проверяет комплект аппаратуры, может составить себе представление об этой профессии. А вот изводить себя мыслями о вероятных трудностях съемки он на выездах не любит. Его девиз – «приедем, осмотримся и начнем».

«Важно суметь прочувствовать героя, услышать, как он дышит, как бьется его сердце. Нередко сама атмосфера места подсказывает динамику монтажных планов и их содержание».

В любой профессии нужно вырабатывать определенные качества характера, и нет среди них второстепенных. Все – главные.

Станислав Юрьевич говорил мне о том, как важно оператору не показывать свое неудовольствие, раздражение, если герои ведут себя не по сценарию, ошибаются, срывают дубли. И тогда терпимость становится залогом долгосрочного качества работы. И еще важно научиться не жалеть о пропущенных кадрах, нереализованных возможностях – смотреть вперед лучше, чем оглядываться назад.

И все-таки я прошу Станислава Юрьевича, который в этом году отмечает 50-летие творческой деятельности, вспомнить, чем телевидение прошлых лет отличалось от современного. Что сейчас не хватает студиям ТВ?

«Приходится наблюдать, что деятельность большинства тележурналистов, особенно в регионах, свелась к быстрому добыванию новостей. Возник даже девиз «Новости – наша профессия». Мало кого волнует, как снято и о чем снято. Беспокоит один вопрос – успел или не успел. В этой гонке зачастую забывают о самом важном герое, ради которого делается телевидение, – о зрителе. А ему хочется видеть не только «новости» и беседы в студии, но и телефильмы, очерки, авторские программы, документальное кино. Чтобы была возможность поразмышлять, подумать о своем месте в мире, проникнуться сочувствием к герою. Стать немного человечнее. Очень мало таких возможностей дает современное телевидение, попавшее в рабство непонятных рейтингов. Такое чувство, что рейтинги и зрители находятся в параллельных мирах. Я пока не вижу, честно говоря, выхода из этой ситуации. Мы загнали сами себя в бешеный ритм жизни, который требует такого же молниеносного отражения. Не успел снять – остался за бортом. Телевидение сейчас движется к сокращению дистанции между зрителем и событием. Это основная тенденция, на мой взгляд. В идеале кадры должны попадать в эфир, в Интернет мгновенно. Но боюсь, как бы эта гонка не оказалась ­фатальной для творчества.

И меня волнует вопрос: сохранят ли редакции СМИ способность формировать повестку дня или окажутся пленниками информационного поля?».

Редакция «Рязанских ведомостей» и интернет-портал rv-ryazan.ru поздравляют оператора ТВ «9 канал» Станислава Юрьевича Номероцкого с 50-летием творческой деятельности и желают ему дальнейших творческих успехов!

Статья опубликована в газете Рязанские ведомости в номере 29 (5070) от 19 февраля 2016 года
Подписывайтесь на нашу группу ВКонтакте, чтобы быть в курсе всех важных событий.
Пока горит свеча
Ежедневно отец Владимир молится о больных
Лада Петрова
Родина должна быть одна
Деятельность Анатолия Муранова по становлению и развитию военной юстиции в СССР и России оставила заметный след в истории
Читайте в этом номере: