22:22 МСК
Пятница
15 / 08 / 2025
1949

Тепло земли и климат

Долгую теплую осень, мягкую зиму и февральскую весну предсказал еще в августе прошлого года ученый Окского заповедника Владимир Сергеевич Кудряшов.

Ученому миру этот человек известен как знаток биологии околоводных зверьков – бобра, ондатры, выхухоли. Их изучением Владимир Сергеевич занимался на протяжении сорока с лишним лет. Итогом его работы стали около полусотни научных трудов и открытий, а венцом научных изысканий – кандидатская диссертация.

В лихие девяностые, когда заповедник находился в условиях острой нехватки средств, питающих науку, Кудряшов как человек пенсионного возраста попал под сокращение. Казалось бы, этому надо только радоваться, ведь для заповедной науки им сделано многое, пора и отдохнуть. Ан нет, без работы жить не пожелал. Устроился в пожарную службу вышкарем, где зарекомендовал себя отменным специалистом, умеющим не только своевременно замечать любое даже самое удаленное и еле видимое глазу возгорание, но и с большой долей вероятности определять его местонахождение. Однако делом дальнейшей жизни это для Кудряшова не стало. Тосковал по науке. Мысли о любимом деле, связанном с продолжением изучения биологии околоводных зверьков, неожиданно разрешились. Предложение отвезти партию бобров для расселения в дикую природу Ямало-Ненецкого округа Владимир Сергеевич принял с нескрываемой радостью. Именно эта поездка позволила ему отыскать тропинку, которая привела к поразительному открытию. Там, на Ямале, проживая вдали от цивилизованного мира и занимаясь изучением адаптации бобров к новым условиям жизни, ученый столкнулся с необычным явлением природы, не поддающемся рациональному объяснению. Ему было непонятно: почему в разгар зимы, да еще при морозе в сорок градусов, почва под метровым слоем снега вдруг ни с того ни с сего оттаяла и стала влажной? Поинтересовался у местных жителей: «Бывало ли когда-нибудь такое?» «Нет, с таким явлением никогда не встречались», – был их ответ. Поразмыслив, ученый посчитал, что для болотистого края, где температура подземных вод, быть может, неподвластна внешней среде, явление это скорее рядовое, чем феноменальное, и вскоре забыл об этом.

Однако это странное явление природы напомнило о себе вновь в другом месте. Вернувшись из упомянутой командировки и узнав, что на кордон Кормилицын требуется инспектор охраны, Владимир Сергеевич попросился туда работать. Кордон находится на самой дальней границе Окского заповедника, охотников трудиться в этой комариной глуши не было, и его просьбу удовлетворили.

К спартанским условиям жизни Владимиру Сергеевичу не привыкать, в своей походной жизни повидал всякое, поэтому дырявая изба и отсутствие на кордоне электричества удивления у него не вызвали, – щели между рассохшимися бревнами и в окнах нетрудно заделать, а с темнотой можно бороться с помощью керосиновой лампы и фонарика. Но вот отсутствие колодца... Как выход, можно черпать воду из пруда, он рядом с домом, и перед употреблением кипятить ее. Но там урчат лягушки, плавают ужи, полощутся птицы и, судя по оставленным следам на иле, еще принимают освежающие ванны кабаны. Требовался источник чистой воды. Помог начальник охраны Владимир Борисович Шириня. Сейчас ученый вспоминает этого человека с благодарностью. Это по его инициативе на кордон прибыла бригада рабочих. Колодец выкопали, благоустроили и заключили в невысокий дощатый сарайчик с пологой двускатной крышей, чтобы зимой не задерживался снег. Тогда ученый еще не знал, что именно этот источник воды сыграет важную роль в дальнейших его изысканиях.

Работы по изучению изменяющегося климата, связанные с влиянием аномалий погоды на мир животных и растений, Кудряшов начинал еще в начале своей трудовой деятельности в заповеднике, но на фоне основных дел они были как бы в тени и походили скорее на хобби ученого. Здесь, на кордоне, он решил уделить изучению климата особое внимание. Поводом для этого послужило все то же загадочное явление, с которым столкнулся на Ямале. Как-то расчищая от снега тропинку к колодцу, он вновь пришел в недоумение: несмотря на мороз, почва под снегом оставалась талая! Как такое может быть? На Ямале это было в болотистой местности, что в какой-то степени вписывалось в природную среду того края. А тут в Мещере – в сухом сосновом бору, да еще на песках. Феномен!

Был и другой повод для возобновления изучения климата. В первые три года проживания ученого на кордоне вода в колодце зимой покрывалась толстой коркой льда, что выглядело делом вполне обычным для нашего климата, но потом замерзать почему-то перестала. «Неужель тепло идет из-под земли?» – осенило ученого. А раз так, то этот подземный источник энергии прямо или косвенно влияет на погоду. Но как докопаться до истины? Этот вопрос ученому не давал покоя ни днем, ни ночью.

Некоторые открытия доказывались годами. Одни подтверждались в путешествиях, другие – в стенах университетов, третьи – в специально оборудованных лабораториях. Кудряшову же пришлось подтверждать свою догадку в домашних условиях, то есть во дворе кордона. Для этого друзья радиоинженеры из Рязани приобрели ему специальные термометры и приборы для дистанционного определения показаний температуры воды в колодце и грунта на глубине двух метров. И началась большая охота за скрытыми под землей таинствами природы. Но оказалось, дело это нелегкое. Первый год у ученого ушел на отработку методики, позволяющей наглядно выстраивать таблицы и графики для сравнительных анализов. Настойчивости ученого можно только удивляться – измерения проводились несколько раз в сутки. Помню, как в один из приездов на кордон, я проснулся среди ночи от звонка будильника. Потом еще и еще... Это Владимир Сергеевич, чтобы не сбиться с ритма снятия показаний, заводил будильник через каждые два часа(!) Сейчас он вспоминает об этом с улыбкой, дескать, извини, то был перебор с замерами.

В дальнейшем методика упростилась, измерения фиксировались дважды в сутки: один раз утром, другой – ночью. Этого было достаточно, чтобы узнать, как происходит нагрев грунтовых вод. Выяснилось: своего максимума он достигает в августе – 13 градусов, и минимума в феврале – 2 градуса выше нуля. Эти показания, не считая незначительных колебаний, были неизменными на протяжении семи лет. И вдруг зимой 2014–2015 годов кривая температуры воды резко пошла вверх. В январе она скакнула аж на пять градусов (!) Такой же скачок нагревания грунтовых вод наблюдается и в нынешнюю зиму.

Но это еще не все. В конце января нынешнего года скакнула и температура почвы. Так на глубине 20 сантиметров по показаниям электронных датчиков почва за неделю повысилась с 9 градусов мороза до 0,5 градусов ниже нуля. По мнению ученого, этот скачок напрямую связан с атмосферным теплом, когда в природу вторглась аномальная оттепель из Атлантики. Однако, несмотря на эти катаклизмы погоды, температура грунта на глубине двух метров для нынешней зимы до сих пор остается неизменной, то есть... повышенной на 5 градусов. Сейчас температура сухого грунта на глубине двух метров и грунта с присутствием воды одинакова, такая же, как в прежние годы бывала в мае! Поразительно!

О потеплении климата сейчас говорят и пишут много. В основном вся информация строится либо на гипотезах, либо на недостаточно изученных явлениях. Но находятся люди, которые пытаются заглянуть в суть дела как можно глубже. Например, ученые Окского заповедника – В.С. Кудряшов, М.В. Онуфреня, В.В. Макарова, О.М. Харламова и радиоинженер М.В. Михалева в прошлом году разместили в Интернете (priroda1937.livejournal.com) свой коллективный труд под названием «Цикличность активности солнца и климат в районе Окского заповедника». Они изучили колебания активности солнца за 128 лет (1886–2014гг.) и пришли к выводу, что для потепления климата планеты одной энергии солнца недостаточно. К примеру, продолжительные потепления в 1913–1916, 1970–1975 и 2007–2009 годах наблюдались при довольно слабой активности солнца. Значит, в эти годы к процессу потепления подключалась какая-то другая энергия от мощного и еще не изученного источника.

Владимир Сергеевич Кудряшов, как один из авторов исследования, считает, что таковым источником является не что иное, как внутреннее тепло земли.

Основания для этого у него самые веские. Исследования он проводит уже в течение 14 лет. И сравнивая показания измерений грунта последних двух лет с показаниями предыдущих годов, ученый окончательно убедился в том, что именно внутреннее тепло земли вносит свои коррективы в формирование погоды. Благодаря этому мощному источнику мы пережили мягкую зиму и встретили весну уже 1 февраля.

Сейчас Кудряшов на заслуженном отдыхе, проживает в Брыкином Бору. Но работы по изучению климата продолжает. Как признался ученый, без своего надежного помощника – жены Александры Петровны – он едва ль выдержал бы четырнадцатилетнее «заточение» на кордоне.

Делая для газеты снимок, я обратил внимание на кота, – он таскался за хозяином неотступно. «Это тоже мой надежный помощник, от меня – ни на шаг», – сказал, улыбаясь, ученый.

Напоследок я попросил его поделиться «пророчествами» на ближайшее будущее. «Прогнозы? Они неутешительные. Половодья на наших реках мы опять не увидим. Дело в том, что влага быстро впитывается в оттаявшую землю и до рек не доходит. И еще. Учитывая нарастающее нагревание земной коры, предстоящее лето в нашем краю следует ожидать жарким», – сказал он в заключение.

Тут не надо лишних слов, чтобы понять, насколько актуален сегодня такой прогноз, грозящий нам надвигающимися п­роблемами!

Статья опубликована в газете Рязанские ведомости в номере 32 (5073) от 26 февраля 2016 года
Подписывайтесь на нашу группу ВКонтакте, чтобы быть в курсе всех важных событий.
Благодать, богатство и здоровье
теперь могут рассчитывать на прописку в Ерлине
Дыхание весны
В музее истории молодежного движения открыта персональная выставка художника Марины Ибрагимовой, посвященная юбилею мастера
Вероника Шелякина
Читайте в этом номере: