16:57 МСК
Суббота
04 / 07 / 2020
1177

Лето в высоких широтах

довелось провести инженеру Турлатовского авиаотряда

Мы уже рассказывали нашим читателям о том, что в Рязанском музее путешественников проходит фотовыставка Алексея Гриднева, посвященная 170-летию Российского географического общества, 60-летию начала исследовательской работы советских антарктических экспедиций и 30-летию совместной работы рязанских и ярославских авиаторов и других специалистов, принимавших участие в работе экспедиций.

Судя по «Истории одного сезона» (такое название носит выставка), Антарктида принимает сильных духом людей, способных не только восторгаться пейзажами сурового климата, но и строго соблюдающих технику безопасности, умеющих рассчитывать свои силы и всегда готовых прийти на помощь товарищу.

Недавно на встречу с Героем России Михаилом Малаховым в Рязанский музей путешественников пришел Александр Гутников – инженер Турлатовского авиаотряда, принимавший участие в 45-й Российской антарктической экспедиции РАН (1999–2000 гг.).

Александр Макарович показал на карте станции и маршруты, по которым ежедневно летала авиационная техника экспедиции.

– Интерес к работе в антарктике у специалистов нашего авиаотряда был огромный, не только как к самому отдаленному материку. Опыт работы в высоких широтах становился хорошей проверкой наших профессиональных качеств. Понятно, что, когда из Мячковского авиаотряда Московской области, который в основном занимался авиасопровождением экспедиционной работы, пришел запрос на инженера-техника и мне предложили поехать, я без колебаний согласился, – сказал Александр Гутников.

– Перед отправкой экспедиции из Санкт-Петербурга мы подготовили технику: два вертолета «МИ-8» (эти машины самостоятельно сели на борт дизель-электрохода ледокольного типа «Академик Федоров») и самолет «Ан-2» (у самолета предварительно снимали крылья). Погрузка авиатехники проводилась под руководством командира нашей авиагруппы, опытного полярного летчика Бориса Васильевича Лялина. В 1986 году за образцовое выполнение задания по высвобождению научно-экспедиционного судна «Михаил Сомов» изо льдов Антарктики, умелое руководство судами при спасательных операциях и в период дрейфа Борису Васильевичу было присвоено звание Героя Советского Союза, – добавил Александр Макарович.

Научное судно «Академик Федоров» вышло на заданный маршрут 1-го ноября и месяц шло до Кейптауна. Авиаторы присоединились к экспедиции позже, прилетев на самолете в Кейптаун из Москвы.

– Путь до Антарктиды оказался длительным по времени, непростым и опасным. Когда мы вошли в зону ледового покрова, кораблю пришлось буквально пробивать себе путь во льдах. 9 тысяч миль мы преодолели за месяц…

Для выполнения авиационного задания нам потребовалась площадка для взлета и посадки. Мы очень долго искали нужную нам льдину, на которую могли бы выгрузить наш самолет. Помимо того, что крылатую машину необходимо было собрать, требовалась взлетная полоса. Взлетать было непросто. Работу затрудняли постоянные ветра, нестабильность метеоусловий и нехватка кислорода. Днем температура могла прогреться до плюсовой, а ночью опуститься до – 40. При температуре –50 градусов полеты были запрещены по инструкции, тем не менее о случаях полетов в экстремальных условиях старожилы антарктических экспедиций нам рассказывали.

В задачу авиагруппы входила доставка продовольствия и топлива на станцию «Новолазаревскую», для обсерватории «Мирный», через нее – на внутриконтинентальную станцию «Восток». Наша база «приписки» была станция «Дружная-4».

В период работы нашей экспедиции антарктическое лето выдалось «теплым». В феврале (разгар антарктического лета) в районе станции «Мирный», с которой началась деятельность советских исследователей Антарктиды, льды растаяли до камней, – вспоминает Александр Гутников.

Летчиков на полярных станциях называли ангелами-хранителями. Авиаторы работали с каждым направлением экспедиции в одной связке. Научную часть обеспечивали экологи, изучающие роль и место Антарктиды в мировой экологии, а также биохимики, исследующие состав льда, изменения температуры на материке. Хватало работы и у сейсмологов, и у радиотехников, озонометристов, хирурга и повара. Каждый на своем месте обязан был трудиться на совесть.

В составе 45-й антарктической экспедиции работали 175 человек. Каждый из участников получил полезный опыт и массу впечатлений, о которых с готовностью рассказывает друзьям, близким, коллегам и школьникам. По словам Александра Гутникова, слушатели задают много вопросов и с интересом рассматривают фотографии.

Статья опубликована в газете Рязанские ведомости в номере 32 (5073) от 26 февраля 2016 года
Подписывайтесь на нашу группу ВКонтакте, чтобы быть в курсе всех важных событий.
Человек в пейзаже
В Рязани издана новая книга Марка Мухаревского
Ирина Сизова
И мужество, и опыт
Участникам водного похода-2015 турклуба Рязанского медуниверситета присвоены разряды кандидатов в мастера спорта
Лада Петрова
Читайте в этом номере: