В очередной раз в студенческом театре «Переход» – аншлаг на спектакле по А. Платонову «Возвращение».
Наверное, никогда не сотрутся в памяти нашего народа знаменательные даты, связанные с Великой Отечественной войной. Наступление февраля напоминает нам о завершении Сталинградской битвы в 1943 г., освобождении Ленинграда и снятии блокады в 1944, о знаменитой Ялтинской конференции стран антифашистской коалиции в 1945-м, когда оставалось совсем чуть-чуть до победного мая и возвращения на родину наших солдат, уцелевших в жестоких сражениях. Каким был путь домой одного из победителей, Алексея Иванова (Кирилл Шишкин), зрители увидели 18 февраля в спектакле по рассказу А. Платонова «Возвращение» студенческого театра «Переход» (режиссер-постановщик» Г.Д. Кириллов). Премьера состоялась в мае прошлого года, но каждый раз на показе этого спектакля в зале не бывает свободных мест.
Интерес зрителя к подобным спектаклям не угасает по одной причине – проблемы, так точно описанные А. Платоновым, вечны, над ними время не властно. Была большая война, а сколько после нее было «маленьких»… И всегда человек, возвращающийся домой после больших потрясений и страданий, начинает искать себя в изменившемся для него привычном мире. И иногда не может найти. Есть такое понятие – «ресоциализация» – приспособление человека к жизни в новом для него обществе. Но кто занимался этими проблемами после вой-ны, в измученной лихолетьем стране? Сколько фронтовиков не могли найти себя в мирной жизни и, вернувшись здоровыми, погибали от невозможности вписаться в эту новую для них жизнь! «Ах, война, что ты сделала, подлая», так писал Б. Окуджава. Но спектакль не только о последствиях войны, а гораздо о более важном – отношениях когда-то близких и любящих людей. Как понять друг друга, услышать, принять правду другого и постараться простить его, как выбрать между вольной, как на первый взгляд кажется, жизнью и долгом по отношению к своим родным?
Семейная жизнь нередко испытывает людей на прочность и в наши дни, поэтому тем более интересно, как смогут Алексей и Люба (Ольга Егорова) сделать шаг навстречу друг другу. Главный герой настолько теряется в создавшейся ситуации, что просто бежит с семейного «поля брани», он не знает и не хочет ничего знать о том, как жила его жена без него, как выживала вместе с детьми, подростком Петром (его замечательно сыграла Анастасия Бохуленкова) и малышкой Настей (Ирина Чибизова). Нет места ему в родном доме, без него крутятся все винтики этого отлаженного механизма, и вот уже родной сын относится к нему как к рядовому члену семьи, а не хозяину и кормильцу. Алексею кажется, стоит вернуться к случайной его попутчице Маше (Анастасия Протасова), как все само собой изменится и жизнь наладится. Неужели он уйдет, герой-фронтовик, бросит своих, так его ждавших и веривших в его возвращение?! В последний момент, уже у тамбура поезда, он видит бегущих за ним детей, падающих и вновь бегущих, не сразу узнает их… «И вдруг он почувствовал, как жарко у него стало в груди, будто сердце, заключенное и томившееся в нем, билось долго и напрасно всю его жизнь и лишь теперь оно пробилось на свободу, заполнив все его существо теплом и содроганием». Наконец, он делает самый правильный и честный поступок за последние три дня – спрыгивает на железнодорожную насыпь и бежит навстречу к самым дорогим для него людям.
Молодые актеры, занятые в спектакле, играют настолько искренне, трепетно, с глубоким, сильным чувством, что поневоле начинаешь думать: как здорово, что есть такие спектакли – живая память поколений, как важно, что на сцене студенческого театра поднимаются такие серьезные для общества проблемы.
Светлана Ардашева