Вопрос о повышении пенсионного возраста вроде бы обсуждаемый, а с другой стороны – решенный. Общественное мнение долго готовили к тому, что возраст ухода на заслуженный отдых у мужчин будет сдвигаться постепенно к 63-65 годам. Никаких других разумных объяснений, выдерживающих критику, кроме необходимости сбалансировать бюджет Пенсионного фонда, не прозвучало.
Сегодняшним или завтрашним пенсионерам эта тема мало интересна (их нововведения не касаются), а молодежь у нас беспечная. Те, кому сегодня 30 лет, думают, что они всегда будут полны сил, энергии, ведь в спину им еще не дышат молодые и ярые. Хотелось бы услышать мнение профсоюзов, но, честно говоря, запутался в их сайтах. У нас сегодня столько «профсоюзных команд», что их голоса тонут в общем хоре. В Интернете я обнаружил: Союз профсоюзов, Всероссийскую конфедерацию труда, объединение профсоюзов России «Соцпроф», Конфедерацию труда России, федерацию профсоюзов России и еще целую кучу отраслевых профсоюзов.
Но чего я не нашел, так это их позиции по пенсионному вопросу. Да и ладно. Кому она сегодня интересна?
А ведь мы находимся на историческом рубеже. Повысить пенсионный возраст – это все равно что купить билет в один конец. Обратной дороги уже не будет. Со временем могут вырасти продолжительность жизни, рождаемость, произойти улучшения в экономике, но возраст выхода на пенсию больше никогда не уменьшится – надо отдавать себе в этом отчет. Та легкость, с которой мы готовы распрощаться с важнейшими социальными завоеваниями, говорит о том, что в людях атрофируется критическое мышление.
Другая сторона медали – огромное количество будущих пенсионеров обрадуется возможности ходить на работу еще минимум пять лет. Вот тут-то и возникают вопросы, обсуждения которых в обществе не видно и не слышно. Есть ли в бюджетных организациях деньги на переучивание и повышение квалификации работников? Готов ли рынок труда принимать тех, кому сегодня далеко за пятьдесят?
Сейчас появляются новые профессиональные стандарты в различных отраслях, но почему-то никто не говорит, на какие средства сотрудники преклонного возраста будут овладевать более современными навыками производства. Согласятся ли компании нести затраты на оплату курсов переподготовки да и вообще – отпускать работников на учебу. Не секрет, что руководству выгоднее взять свежего специалиста, чем маяться со старыми кадрами. Про затраты на оздоровление сотрудников я уж не говорю, только очень крупные компании могут оплачивать своим работникам поездки в санатории и абонементы в фитнес-залы и бассейны.
По данным, которая привела «Независимая газета», ссылаясь на Росстат, у нас в 2015 году возросла естественная убыль населения. Увеличилась смертность, особенно высока она у мужчин трудоспособного возраста. Повышать пенсионный возраст в этих условиях как минимум цинично. Но где же брать деньги для Пенсионного фонда?
Цифры и факты убеждают в том, что денег в стране много. Очень много. Но почему-то не просматривается желания перенаправить денежные потоки в нужное русло. В Минтруде как-то обмолвились, что размер теневого бизнеса в РФ составляет более 40%. Конфедерация труда России приводит цифру: 8,4 млн. человек работают в сером секторе и не платят взносы в систему социального страхования. Огромные поступления в бюджет может дать введение госпомонополии на алкоголь. Пока возле спиртовых рек, в подпольных цехах кормятся различные упыри, получающие нелегальные доходы астрономической величины.
У нас только в бюджетных учреждениях зарплаты руководителей и подчиненных могут отличаться в разы. А во внебюджетных? Не назовешь великим наведением порядка и недавнюю рекомендацию Российской трехстороненней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений: с 2016 года не создавать разрыв между средней зарплатой руководителей в бюджетной сфере и штатных подчиненных более чем в восемь раз. 20 тысяч и 160 тысяч рублей – неслабая вилка, согласитесь. И ведь есть примеры, иначе не последовали бы и рекомендации.
Конечно же, проще всего повысить пенсионный возраст. Потому что сложно разбираться с аппетитами чиновников и руководителей, а тем более с серой экономикой и финансовыми реками, текущими неизвестно еще в какие кабинеты. А дядя Вася и тетя Маша все равно с вчера заведут будильник и пойдут на работу. Не по заграницам же им путешествовать с их-то грошовыми пенсиями и болячками. Им не привыкать.