оказал проведенный управлением анализ обстановки в сфере топливно-энергетического комплекса нашего региона?
– В Рязанской области сфера топливно-энергетического комплекса представлена предприятиями нефтеперерабатывающей промышленности, объектами электроэнергетики, а также организациями в сфере хранения и реализации газообразного топлива.
Стоит сказать, что немаловажным является сохранение государственного влияния на ситуацию в сфере топливно-энергетического комплекса, обеспечение роста собираемости налогов, а также возмещение причиненного преступлениями ущерба. Вопросы состояния борьбы с преступлениями на объектах указанной сферы находятся в центре внимания Управления по налоговым преступлениям УВД по Рязанской области, в структуре которого имеется специальный отдел по обслуживанию объектов топливно-энергетического комплекса.
Детальный анализ обстановки в сфере ТЭК области показывает, что руководители предприятий указанной сферы целенаправленно формируют такую управленческую структуру и финансово-хозяйственные отношения, которые создают реальные возможности для сокрытия прибыли. Именно потому эти объекты в нашей области обладают повышенной привлекательностью для применения оптимизации налогообложения, а зачастую и применения различных способов уклонения от уплаты налогов. При этом в данном случае так называемая политика оптимизации налогообложения является не чем иным, как налоговым преступлением.
– Вы можете привести какие-нибудь примеры?
– Примеров можно привести много, остановимся на одном из них. Руководители организаций, осуществляющих коммерческую деятельность по эксплуатации автозаправочных станций, стремятся занизить налогооблагаемую базу по налогам и сборам. Для достижения своей цели они регистрируют работников автозаправочной станции в качестве индивидуальных предпринимателей (для этой роли выбираются лица, приближенные к руководителям предприятий, пользующиеся большим доверием у последних, либо лица, состоящие в родственных связях). Эти новоиспеченные «ИП», в свою, очередь избирают себе в качестве системы налогообложения упрощенную систему. Автозаправочная станция «на бумаге» передается в аренду данному индивидуальному предпринимателю. Реализация нефтепродуктов через автозаправочную станцию осуществляется предпринимателем на основании соответствующего договора, фактически общее руководство продолжает осуществлять руководитель организации – собственник автозаправочной станции, от которого и поступают все указания. По мере работы обороты предпринимателя доводятся до суммы, приближающейся к предельно допустимой при применении упрощенной системы налогообложения, предусмотренной Налоговым кодексом Российской Федерации. После этого руководители организации принимают решение о замене индивидуального предпринимателя на другого, состоящего также на упрощенной системе налогообложении. И указанная схема повторяется вновь.
В таком случае налогооблагаемая база существенно снижается, так как фактически должна применяться обычная система налогообложения вместо применяемой упрощенной системы. Данная схема может варьироваться с применением договоров комиссии и включением в схему аффиллированных организаций и иных зависимых лиц.
– Как можно рассматривать подобные действия с точки зрения законодательства?
– С одной стороны, – как налоговую оптимизацию, то есть уменьшение размеров налоговых обязательств посредством целенаправленных правомерных действий налогоплательщика, включающих в себя полное использование всех предоставленных законодательством льгот, налоговых освобождений и других законных приемов и способов. А с другой, и это доказывает судебная практика, – как уклонение от уплаты налогов.
Отмечу, что руководители организаций ТЭК области при возникновении больших налоговых рисков даже при использовании способов оптимизации налогообложения применяют дополнительно и явные «уловки» для уклонения от уплаты налогов.
При применении хозяйствующим субъектом ТЭК общей системы налогообложения наиболее привлекательным для использования должностными лицами способов совершения налоговых преступлений является налог на добавленную стоимость и налог на прибыль. В таких случаях для уменьшения налогооблагаемой базы по налогу на добавленную стоимость и по налогу на прибыль организации используют мнимые сделки на оказание нематериальных услуг.
В качестве примера приведу заключение агентского договора. Согласно этой схеме организация «создает» фиктивную фирму, с которой заключает договор об оказании нематериальных услуг. В дальнейшем по договору организация ТЭК получает от созданной фирмы на реализацию нефтепродукты, получая за это предусмотренное вознаграждение. Таким образом, хозяйствующий субъект топливно-энергетического комплекса при исчислении налога на добавленную стоимость и налога на прибыль с таких сделок в базу налогообложения включает лишь суммы этого вознаграждения. Впоследствии вся прибыль получается через фиктивную организацию с применением неправомерных схем по обналичиванию денег.
– Скажите, использование фиктивных договоров на оказание нематериальных услуг распространено и при реализации нефтепродуктов через автозаправочные станции области?
– Да, такая практика есть. Суть применения указанного способа уклонения от уплаты налогов заключается в том, что все реализуемое через автозаправочные станции топливо по документам значится как взятое на комиссию и налоговой базой соответственно является лишь комиссионное вознаграждение – это порядка 500 рублей с каждой реализованной тонны топлива, при этом комитентами выступают фиктивные фирмы. Фактически топливо приобретается у известных фирм-оптовиков города Рязани и области. Тем самым налогооблагаемая база уменьшается в разы, что, в свою очередь, позволяет автозаправочным станциям области держать розничные цены значительно ниже цен, сложившихся на топливо в регионе, и постоянно увеличивать оборот из-за оттока клиентов с других АЗС.
– Наверняка в схемах уклонения от уплаты налогов задействованы посредники.
– Скажу так: самым распространенным способом уклонения от уплаты налогов в сфере ТЭК области является заключение договоров поставки по некоей цепочке от производителя к конечному покупателю, то есть использование приема трансферного ценообразования. При этом в середине цепочки находятся льготные компании, фирмы из внутренних оффшоров или фирмы-однодневки, на которых и оседает часть оборота и прибыли. Следует отметить, что нефтепродукты, проходя путь от завода-производителя до конечного покупателя (в цепочке может участвовать от двух до десяти и более юридических лиц), теряют свои качественные характеристики в связи с отсутствием должного соблюдения правил хранения, транспортирования и применения неправомерных способов увеличения объема нефтепродуктов.
Предпринимателям Рязанской области при применении оптимизации налогообложения и различных способов уклонения от уплаты налогов необходимо помнить о неотвратимости наказания за указанные деяния.
Кроме того, особое внимание налогоплательщиков необходимо обратить на то, что в связи с вступившим в законную силу Федеральным законом № 383-ФЗ от 29.12.2009 года лицо, впервые совершившее преступление, предусмотренное статьями 198, 199, 199.1 Уголовного кодекса Российской Федерации, освобождается от уголовной ответственности, если этим лицом, либо соответственно организацией, уклонение от уплаты налогов с которой вменяется данному лицу, полностью уплачены суммы недоимки и соответствующих пеней, а также штрафы в размере, определяемом в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации.
В настоящее время в Управлении по налоговым преступлениям УВД по Рязанской области работает телефон доверия 29-92-13, на который можно сообщить информацию о совершаемых преступлениях в сфере топливно-энергетического комплекса области, в том числе и коррупционной направленности.
Отдел экономики и социальных проблем «РВ»
при содействии пресс-службы УВД по Рязанской области.