Образ рязанки, нашедший воплощение во многих произведениях отечественного искусства, привлекавший заслуженное внимание художников, скульпторов, поэтов, музыкантов, давно уже стал поистине национальным символом русской женщины. В нем отразились преданность и мужество, сердечность и доброта, честность и достоинство, сила и нежность, умение выдержать невзгоды и печали, завидное жизнелюбие, удаль и веселье – эти извечные черты великой красоты русской женщины.
«Эти гордые лбы винчианских мадонн я встречал не однажды у русских крестьянок, у рязанских молодок, согбенных трудом, на току молотящих снопы спозаранок», – так чутко подметил красоту русской женщины поэт Дмитрий Кедрин.
Тема нравственной и физической красоты, духовного богатства рязанской женщины нашла глубокое воплощение в изваяниях нашей замечательной землячки Анны Семеновны Голубкиной. Прообразами многих произведений скульптора послужили жители родного Зарайска и окружающих его деревень.
Созданные Голубкиной женские образы – это не будничные портреты русских крестьянок, а вдохновенная песня о них. «Березка» – последняя неоконченная в 1927 году работа Анны Голубкиной. Ветер, разметавший волосы, складки платья, облачил хрупкий силуэт девушки, наполнив его трепетным дыханием юности, пробуждения к жизни, к борьбе. Порыв, романтическая устремленность фигуры девушки, тревожно всматривающейся вдаль, в грядущее будущее... Как тут не вспомнить блоковское откровение о России: «...твои мне песни ветровые – как слезы первые любви!» Ветер приносит перемены. Голубкинская «Березка» явилась завещанием, признанием скульптора в любви к родине, предчувствием ее нелегкого пути, верой в ее судьбу – «не пропадешь, не сгинешь ты, и лишь забота затуманит твои прекрасные черты» /Блок/.
Раз и навсегда поразила, вошла в душу и заполонила творчество блестящего русского живописца Филиппа Андреевича Малявина рязанская «баба». Всю жизнь художник прожил с образами, навеянными рязанской деревней, могучих крестьянок, увлекающих зрителя мощью человеческого характера, удалью, голосистым весельем, воспетых испепеляющими огненными красками своей солнечной палитры.
«Три бабы», «Девка», «Пляшущая баба», «Вихрь»/1906/, «Две девки», – вот некоторые из многочисленных ярких крестьянских образов, вышедших из-под кисти Малявина, прожившего более двадцати лет в деревне Аксиньино Рязанского уезда. Там в построенном доме с просторной светлой мастерской были написаны многие знаменитые полотна. Художник Игорь Грабарь, посетивший в 1903 году имение Малявина, вспоминал: «Когда я приехал, то застал в его мастерской вместе с четырьмя или пятью бабами, разодетыми в цветные сарафаны. Бабы ходили по мастерской, а Малявин быстро зарисовывал их движения в огромный альбом».
Когда смотришь на полотна Малявина, кажется, что бурное веселье и кипучая радость человеческих страстей выплеснулись за рамки холста, вырвались в небесную синеву и на зелень рязанских раздолий. «Вихрь»/1906/ – самое известное полотно Малявина, принесшее художнику признание и славу живописца, певца русской крестьянки. Безудержная удаль, задор, жгучий темперамент рязанок, охваченных неистовым вихрем пляски, перерастают в своеобразный символ крестьянской стихии, всколыхнувшей жизнь русской деревни на рубеже XX века. Влюбленный в могучую, несокрушимую силу крестьянки Малявин создает образы, полные оптимизма и яркой красоты.
Незабываемые образы рязанских женщин мы увидим в картинах замечательного живописца Абрама Ефимовича Архипова. В его красочных, блещущих радостью жизни, написанных с большим темпераментом и мастерством полотнах «Гости», «Молодая крестьянка в красной кофте», «Смеющаяся женщина в красном», «Баба рязанская», в многочисленных «Девушках», в этой пламенеющей гамме красных, розовых, малиновых цветов живет образ Родины, новой молодой России. Архиповские бабы источают спокойную, уверенную силу людей земли и труда. Художник нашел правдивое и сильное выражение национального характера рязанских женщин, подчеркивая в них могучие жизненные силы, физическую и духовную крепость.
Моделями прекрасных архиповских портретов явились его землячки – крестьянки из Солотчи и прилегающих к ней деревень Полково, Заборье, Требухино. Благодаря поискам краеведа Д. Коновалова мы знаем, что два лучших женских портрета «Девушка с кувшином»/1927/ и «Крестьянка в зеленом фартуке»/1927/ писаны Архиповым с солотчинских крестьянок Плаксиной Прасковьи Степановны и Егоровой Прасковьи Петровны. Художник любуется этими бодрыми, сильными, жизнелюбивыми женщинами. «Бабы, силой налитые, красным солнцем залитые, загрубелые, загорелые, лица смелые! Ничего-то не боятся – им работать да смеяться!», – такое посвящение архиповским картинам написал Владимир Гиляровский.
Стремление через крестьянство показать судьбу, историю, правду жизни народа, его непреходящие эстетические и нравственные ценности – это глубинная традиция русского искусства продолжается в творчестве Народного художника СССР Виктора Ивановича Иванова, навсегда связавшего себя со старинным приокским селом Исады.
«Искусство, не воплощающее женский образ, – считает художник, – несостоявшееся. Много на женщине лежит: родить, сохранить семью, трудиться. Большая нравственная ответственность». Женская красота в полотнах Иванова строгая и чеканная, обобщенная и монументальная, она как бы впитала в себя силы всего народа. Его удивительные картины из цикла «Русские женщины»: «Полдник», «Рязанские луга», «Уборка картошки» раскрыли перед зрителем мир светлых, героических и драматических образов, восславив в живописи природную и духовную силу, мужество и красоту женщины – матери, труженицы, созидательницы и хранительницы человеческого счастья.
«Рязанские луга». Вот где художник подсмотрел самые радостные сельские работы, где царят ловкость, сила, смех, шутки. «С красивою силой в движениях», в едином трудовом ритме, спокойно, с достоинством рязанки завершают уборку трав. Вспоминаются есенинские строки: «Как прекрасна земля и на ней человек». Здесь, на рязанской земле, мастер прославляет деревенский люд, открывает для себя новый тип характерной женской красоты, поэтический образ русской женщины, прежде им не замеченный, рязанский «лик» волевой, собранной крестьянки, глубоко осознающей свое место на своей земле.
Станислав Анфимов,
Заслуженный учитель России