Слово «коррекционная» у многих родителей вызывает тревогу. Жизнь таких учебных заведений – за пределами внимания широкой общественности, ведь они – для узкого круга детей. Отсюда – представления о закрытости, изолированности этого особенного мира. Напоминает ли он жизнь обычных школ, какими радостями и заботами живут его учителя и ученики? Ответы на эти вопросы мы отправились искать в Лесно-Конобеевскую школу-интернат.
Система особых школ
Сегодня в Рязанской области действует целая сеть специализированных образовательных учреждений, в которых обучается 1548 детей с ограниченными возможностями здоровья. География размещения таких школ учитывает наличие транспортного сообщения. Причем большинство этих учебных заведений имеют интернатную форму воспитания, что позволяет вести коррекционную работу круглосуточно.
Всего существует восемь типов коррекционных школ, каждый из которых создан под учеников с теми или иными видами нарушений здоровья. Лесно-Конобеевская школа-интернат специализируется на работе с детьми с интеллектуальной недостаточностью. Ранее таких ребят во всех официальных бумагах называли «умственно отсталыми». Сегодня же, когда широко говорят о необходимости менять отношение общества к инвалидам, термин этот постепенно уходит из педагогики.
В любую специальную школу можно попасть только на основании медицинского заключения: свое веское слово должна сказать областная психолого-медико-педагогическая комиссия. И только после ее решения с обязательного согласия родителей ребенок направляется сюда. Подчеркнем, что этот вариант для него по закону не единственный: родители вполне могут отдать сына или дочку в обычную общеобразовательную школу по месту жительства, и уже та должна озаботиться созданием всех необходимых условий для особенного ученика.
Понять и принять
Село Лесное Конобеево Шацкого района сильно удалено от Рязани. Лесно-Конобеевская школа-интернат находится прямо возле руин Казанского храма, разрушенного в советские времена. Школа-интернат была открыта здесь в 1960 году, с 1964 года начала функционировать как специальная. За полвека работы из ее стен вышли почти 700 выпускников.
Сегодня в школе 93 ученика. Не секрет, что многие дети в подобных учебных заведениях – из неблагополучных семей, дома они не получают должного внимания и любви. Поэтому одна из главных задач учителей и воспитателей – понять и принять каждого ребенка таким, какой он есть.
Дети живут в школе-интернате в течение всей учебной четверти, по домам разъезжаются только на каникулы. Питание, одежда и обувь, учебники и канцтовары – всем этим полностью обеспечивает государство. Здесь обучаются ребята из девяти близлежащих районов области, больше всего шацких и сасовских.
Школа-интернат находится в нескольких зданиях: это два учебных корпуса, спальный корпус, столовая, банно-прачечный пункт, котельная. Для поддержания всего этого хозяйства в нормальном состоянии нужно много усилий и средств. По словам директора школы-интерната Федора Алексеевича Урубкова, благодаря вниманию регионального правительства и министерства образования области жизнь воспитанников в последние годы заметно улучшились. В столовой, учебных корпусах появились теплые туалеты, были частично отремонтированы санузлы в спальном корпусе, приобретено много спортинвентаря. Есть теперь в школе и интерактивные доски, оборудован компьютерный класс, что позволяет ребятам осваивать основы компьютерной грамотности в рамках факультативных занятий.
Не оставляют без поддержки и спонсоры. Недавно на средства Д.А. Поповой и О.К. Морозовой сделан хороший ремонт, обновлена мебель в кабинете СБО (о нем рассказ ниже). Большую помощь в художественно-эстетическом воспитании оказывают сотрудники Рязанского филиала ОАО «Ростелеком».
– Они организуют для детей праздники, при их поддержке наши выпускники посещают Рязанский кремль, кинотеатр 3D в Рязани, совершают прогулки на теплоходе, – добавляет заместитель директора по воспитательной работе Надежда Михайловна Белобратова.
Расписание уроков
Говоря о коррекционной школе, надо понимать, что речь идет об иной системе координат, отличной от наших обычных представлений об отличниках и двоечниках. Системе, в которой успех – не победа в предметной олимпиаде, а, к примеру, первый самостоятельно прочитанный текст.
– Выпуская детей из стен школы, мы видим, какими они пришли и какие они на выходе. Бывает, приходят в 10-12 лет, не умея ни читать, ни писать. У нас же они учатся всему в пределах той программы, которая предусмотрена, – рассказывает заместитель директора по учебной работе Надежда Сергеевна Горохова.
Обучение в школе проходит по адаптированным программам. Дети учатся девять лет, но при этом получают только начальное общее образование. Программа упрощена по сравнению с программами обычных школ: в расписании нет химии, физики, иностранного языка, черчения. Такие предметы, как география, биология, история, обществоведение, они изучают, но в сокращенном варианте. Зато есть специальные предметы коррекционной направленности: логопедия, ритмика, ЛФК, развитие устной речи…
В этом же ряду стоит и социально-бытовая ориентировка (СБО). С пятого класса в расписании по два часа СБО в неделю. Подростков с ограниченными возможностями здоровья готовить к адаптации и интеграции в общество надо целенаправленно. В специально оборудованной комнате детей учат готовить, стирать, убирать, вести домашнее хозяйство, оказывать первую медицинскую помощь, заполнять квитанции по ЖКХ – всему, с чем сталкивается человек в самостоятельной взрослой жизни. Заходя в комнату СБО, чувствуем аромат выпечки.
– Вкусно! – дегустируем еще не успевшие остыть оладьи.
Обязательным для учеников коррекционных школ является и приобретение рабочей профессии. В рамках профессионально-трудового обучения (ПТО) девочек учат швейному, а мальчиков – столярному делу.
При круглосуточном пребывании в интернате особое значение имеет воспитательный процесс. Внеурочное время детей занимают интересные и полезные дела: тематические беседы, конкурсы, викторины, массовые спортивные соревнования, познавательные игры, экскурсии, походы. В школе действует несколько кружков, большой популярностью пользуется школьный театр. Показали мне и комнату старины, многие экспонаты для которой изготовили сами дети.
Не оставить за бортом
Один из самых непростых для специальных школ вопросов – о будущем выпускников. Судьбы у всех складываются по-разному. Если есть поддержка родителей, когда семья пусть в сложном материальном положении, но не пьющая, работящая, детям удается поступить в профессиональные училища, найти неплохую работу, как-то устроиться в жизни. И таких примеров не единицы.
– У нас учились дети из одной многодетной семьи – фамилию не называю, – их было одиннадцать. Сейчас они очень хорошо устроились в жизни: получили строительные специальности, теперь делают евроремонты, создали семьи, растят детей, заработали на квартиры, имеют машины, – говорит Надежда Сергеевна Горохова.
Строгость и ласка
По словам педагогов школы-интерната, они относятся к своим ученикам, как к обычным детям. Конечно, особенности у таких деток есть: обычно им очень сложно руководить собой, своими эмоциями. Основная масса школьников импульсивные, неуравновешенные, с неустойчивой психикой. Поэтому случайные люди в школе-интернате не задерживаются – коллектив состоит из педагогов с огромным самообладанием, которые по-настоящему любят детей. Вместе со строгостью таким детишкам жизненно необходима ласка. Пожалуй, ни в какой обычной средней школе вы не увидите, чтобы первоклассники забирались к учителям на колени, ученики обнимали, прося прощение после проступка, целовали перед сном.
– Наши дети более открытые, у них не столь развито чувство дистанции. Скажешь что-то сделать – он обязательно озвучит, почему не хочет и не будет этого делать. А обычный ребенок в такой ситуации промолчит и сделает по-своему, – объясняет Надежда Михайловна Белобратова.
Инклюзия и коррекция
Сегодня все чаще можно слышать термин «инклюзивное образование». Он предполагает обучение ребятишек, имеющих проблемы со здоровьем, в одних школах с обычными сверстниками. Инклюзивное образование входит в практику современной образовательной системы, ставя перед ней много сложных вопросов и новых задач.
Во-первых, не все дети-инвалиды объективно могут учиться в общеобразовательных заведениях. Решение необходимо принимать, исходя из степени ограничения здоровья. Во-вторых, к сожалению, не всегда позитивно настроены родители здоровых детей. Некоторые считают, что внимание, оказанное учителем ребенку-инвалиду, будет тормозить учебный процесс для других детей. Поэтому для эффективной интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья в школах общего типа необходима специальная информационно-просветительская, разъяснительная работа.
Оптимальным вариантом на данном этапе, считают педагоги Лесно-Конобеевской школы-интерната, является сохранение и совершенствование существующей сети коррекционных образовательных учреждений с параллельным развитием инклюзивного образования. При этом коррекционные школы, в которых накоплен огромный опыт работы с особенными детьми, должны выполнять функции учебно-методических центров – оказывать методическую помощь педагогам образовательных учреждений общего типа, консультативную и психолого-педагогическую помощь ученикам и их родителям.