05:13 МСК
Воскресенье
25 / 09 / 2022
824

Без иллюзий

«Жестокий» – пожалуй, главное прилагательное ко всему, что можно сказать о картине «Выживший»

Несмотря на то, что наша рубрика посвящена отечественному кинематографу, обойти вниманием премьеру этого года американского производства, а именно остросюжетный вестерн «Выживший», было невозможно. Далеко не каждому российскому фильму новостные телеканалы уделяют столько внимания, сколько «Выжившему», а главное, исполнителю главной роли Леонардо Ди Каприо, который, как выяснилось, к всеобщей радости, наконец, получил давно заслуженную награду американской кино­академии.

Кроме того, трогательный жест жителей Якутии, которые из собственных серебряных и золотых украшений выплавили для Леонардо вариант якутского «Оскара» и доставили драгоценную статуэтку в Москву, чтобы там передать ее через русского друга Ди Каприо кумиру лично в руки, заставит самого равнодушного к кинематографу человека немедленно пойти в кинотеатр и посмотреть, чем же так покорил сердца многих и многих своих поклонников сорокалетний воспитанник Голливуда.

В двух словах о сюжете. Действие фильма разворачивается на северо-западе Америки в начале XIX века, где «белые» люди беспардонно вторгаются в налаженный быт аборигенов-индейцев, осваивая промысел добычи пушнины и попутно разоряя племена «краснолицых». Последние непримиримо отстаивают свои права на территорию и свободу самоопределения, как сказали бы современные политики. Герой Леонардо Ди Каприо по имени Хью Гласс – профессиональный охотник на пушных зверей. По некоторым кадрам фильма, иллюстрирующим воспоминания Хью, можно догадаться, что он, белолицый, когда-то полюбил женщину индейского племени, был счастлив с ней и имеет от нее сына. Однако все племя, включая его жену, жестоко истребили американцы. Хью с маленьким сыном чудом удалось выжить. Поэтому – выживший. Чуть забегая вперед, отметим: «жестокий» – пожалуй, главное прилагательное ко всему, что можно сказать о картине. Теперь они с подросшим сыном зарабатывают, нанимаясь проводниками-следопытами к приезжим с большой земли охотникам. Уводя группу от преследований индейцев, Хью оказывается один на один с медведем. Получившего смертельные ранения, недвижимого, его оставляют под присмотром некоего Джона Фицджеральда, опять-таки жестокого и корыстолюбивого охотника, который стреляет в сына Хью и бросает раненого умирать. Хью Гласс, прилагая нечеловеческие усилия, преодолевает холод, голод, боль, опасность и идет в лагерь охотников, чтобы отомстить за сына. Вот и вся сюжетная линия. Из двух часов фильма полтора Леонардо Ди Каприо идет по заснеженным лесам, каньонам, плывет в ледяной воде, умирает и вновь воскресает. Все это весьма похоже на путь Алексея Гуськова в фильме «Находка», конечно, наш путь далеко не так жесток и кровожаден.

Что привлекает в картине. Хью очень часто слышит слова погибшей жены: «Борись, пока дышишь, и дыши». Очевидно, они стали для него девизом. В любой ситуации необходимо бороться и постараться извлечь из нее то, что поможет выжить. Полупарализованный, почти закопанный в могиле Джоном Фицджеральдом, он продолжает бороться, старается двигаться, ползти, жить. Прячась от индейцев под скалой и понимая, что обнаружен, не раздумывая ныряет в ледяную воду, которая скрывает его от стрел. Возможно, он погибнет в воде, но в данный конкретный момент она спасает его, а значит, шанс выжить остается. В следующий раз, спасаясь от вражеского племени, верхом на коне он прыгает со скалы. Конь погибает, но его плоть продолжает служить. Удалив внутренности коня, Хью прячется от мороза и метели в его утробе. Каждый шаг главного героя – выбор между жизнью и смертью, где жизнь дается сражением, в том числе с самим собой. Жестокость, кровожадность, натуралистичность как будто бы специально подчеркиваются в вестерне, чтобы у зрителя не было никаких иллюзий ни о героях того времени, ни о себе. Представьте себе современного урбанизированного человека в условиях дикой природы – много ли шансов мы дадим на то, что он продержится хотя бы день?

Зрителю, воспитанному на критериях Станиславского, нередко во время просмотра фильма хочется пафосно воскликнуть: «Не верю»!» Но относиться это будет не к игре Ди Каприо (все-таки «Оскара» кому попало не дают). Упрек скорее в адрес сценариста и режиссера. Право, ну как может человек выжить, да еще и впоследствии самостоятельно передвигаться, сражаться, после того, как его в кадре довольно долго и натуралистично трепал большой бурый медведь? Мы знаем, что в воде с отрицательной температурой человек может прожить считаные минуты. Хью плывет, а потом еще в мокрой одежде на морозе продолжает путь… Конечно, все может быть…

Тонкой линией в картине проходит мотив христианской веры. То герои внезапно начинают рассуждать о наличии-отсутствии Бога, то Хью вспоминает, как однажды вышел к разрушенному храму с едва различимым среди руин иконостасом. К чему повешено это ружье – не вполне понятно. Кажется, оно так и не выстрелило… Если только не считать слов встреченного Хью на пути индейца о том, что «месть в руках Божьих». Эти слова Хью повторяет в последнем своем сражении с убийцей сына Джоном Фицджеральдом. Настигнет ли месть самого Хью, ведь и на его руках немало крови, зритель не знает. Фильм заканчивается приближением к вновь израненному и окровавленному Глассу индейцев.

В целом фильм оставляет тягостное впечатление. Картина, что называется, не для слабонервных, и вряд ли подойдет для того, чтобы создать себе весеннее настроение.

Статья опубликована в газете Рязанские ведомости в номере 40 (5081) от 11 марта 2016 года
Подписывайтесь на нашу группу ВКонтакте, чтобы быть в курсе всех важных событий.
Помогли Красному лучу
Юные читатели детской библиотеки приняли участие в волонтерской акции
Волнующий март
Иван Назаров
Читайте в этом номере: