08:06 МСК
Понедельник
30 / 03 / 2020
942

Сальто-мортале во Дворце культуры

В Рязани возрождается любительское цирковое движение

Несколько лет назад в Москве, в Кремлевском дворце, с очередной великолепной программой выступал знаменитый на весь мир цирк Дю Солей. В рядах зрителей был и молодой рязанец Павел Михайлов с отцом. Оба вышли с представления потрясенные. Вот тут впервые и прозвучало: «Пора, сынок. Надо тебе делать цирковую студию в Рязани…».

До знакомства с Павлом я не подозревала, что в нашем городе, где нет собственного циркового коллектива, есть люди, для которых цирковое искусство – не просто яркое зрелище. Кто способен делать сальто-мортале с подкидной доски, глотать шпаги, жонглировать на вольностоящей лестнице. Для кого цирк – это и мечта детства, и профессия, и хобби – словом, большая любовь всей жизни.

Цирком «заболевают», как правило, в детстве и по наследству. Отец Павла Михайлова, живущий в подмосковном Королеве, акробат. Александр Дмитриевич всю жизнь проработал в цирке, объездил с выступлениями полмира. Однажды год прожил в Мексике, поставил с местными мальчишками очень редкий вид трюков – «икарийские игры». Выйдя же на пенсию – а у многих цирковых артистов это происходит довольно рано – начал учить акробатике шестилетнего сына. Паша оказался настойчивым учеником. Во время поездок к отцу занимался в Королевской цирковой студии, где тот преподавал, вместе со студийцами выступал на отчетных концертах. После 9 класса, естественно, решил поступать в училище циркового искусства в Москве.

– Но при приеме мне отказали по состоянию здоровья, – рассказывает Павел. – И тогда я понял, что всего придется добиваться самому.

Но была в его жизни еще одна школа. Параллельно с отцовской парень посещал цирковую студию в Рязани, которая существовала в те годы при ДК «Приокский». Ее руководитель Василий Федорович Белов тоже был цирковым артистом по призванию. Ему аплодировали по всему Советскому Союзу. Он был эквилибристом: исполнял номера на вольностоящей лестнице, ездил на моноцикле по натянутой проволоке. Уйдя с арены, Василий Федорович жил в Рязани у сына и увлеченно занимался с детьми. Своими руками сделал весь необходимый реквизит, чтобы воспитанники могли освоить любой жанр циркового искусства. В студию приходило много подростков из малообеспеченных семей: занятия были совершенно бесплатными.

– Человек был выдающийся, – вспоминает с благодарностью Павел. – Он обладал даром раскрывать таланты: из спортсменов делал канатоходцев, из девочек-гимнасток – акробаток. Кто-то из этих ребят, я знаю, связал с цирком дальнейшую жизнь. Один выпускник студии живет и работает в этой сфере в Израиле.

У Василия Федоровича Павел познакомился с талантливым эквилибристом, жонглером Валерием Костиным. Педагог открыл ребятам секреты йог и факиров, объяснил, как можно ходить по битым стеклам и не порезаться. В паре студийцы сделали несколько номеров и начали выступать. О них узнали, стали приглашать на всевозможные городские праздники, конкурсы, массовые мероприятия. Самой большой сценой была главная площадка празднования Дня города на площади Соборной. Публика принимала необычные номера с восторгом.

А едва окончив школу, наш герой стал зарабатывать своим хобби деньги: выступал с напарником в клубах, присоединялся к различным творческим группам, в составе театрализованных лазерных шоу начал ездить по России… Но не было стабильности, творческого развития, и в какой-то момент акробатический дуэт распался. Павел ушел в другую стихию – строительную. В это время отдушиной стало опять же творчество: в 16 лет, не имея специального образования, он начал писать музыку, которая востребована сегодня многими рязанскими музыкантами. Сейчас устроился в киностудию, занимается озвучиванием фильмов. Но цирк по-прежнему не отпускает. Павел старается не пропускать ни одной цирковой программы в Рязани.

– К сожалению, цирк сегодня стал слишком коммерческим. Очень много талантливых артистов ушли с арены во всевозможные шоу, клубы, повторяя в чем-то мою судьбу. Почему? Потому что в клубе за одно выступление предлагают 2 тысячи рублей, а в цирке – за месяц 20 тысяч. Получается, что в цирк интереснее привести ребенка на слоника и гиппопотама, которым ничего не надо делать, а просто выйти показаться из клетки. По-моему, когда больше половины номеров – животные, это уже перебор. В большинстве наших цирков я не вижу современности. Используются примитивные костюмы из старых цирковых гримерных. Нет трюков, креативных находок, хорошей постановки – они бывают в основном только в Москве и Питере, – делится наблюдениями Павел.

Свое лидерство в цирковом искусстве мы постепенно теряем, сожалеет он. Сейчас весь мир знает о цирке Дю Солей, но не все знают, кто такой клоун Карандаш, хотя у него есть своя цирковая профессиональная студия в Москве, куда стремятся попасть все цирковые артисты.

В прошлом году вместе с цирковой студией из Королева Павлу удалось побывать на международном фестивале «МастерОК» в Сочи. Это был конкурс любительских детско-юношеских цирковых коллективов. Увиденное произвело глубокое впечатление.

– Ощущение, что пришел в настоящий цирк: половина номеров на очень высоком уровне. Это говорит о том, что в целом по стране это направление не погибло, просто оно сильно недооценивается, к нему нет должного интереса со стороны государства и общества. А именно цирковые студии – одна из кузниц кадров для профессио­нального цирка, – считает Павел.

Сегодня же молодежь идет в совершенно другие сферы – в фотографов, стилистов, диджеев… А ведь цирк – это и море возможностей для творчества, и хорошая физическая подготовка, и гармоничное развитие. Мечта Павла – открывать этот чудесный мир для других. Делиться знаниями, искать юные таланты, ставить классные, современные номера. Его будущая цирковая студия, конечно, будет носить имя Василия Федоровича Белова. Валерий Костин, который живет по-прежнему в Рязани, готов обучать детей жонглированию и эквилибру. Есть на примете человек, занимающийся дрессурой. Еще предстоит решить сложный вопрос с помещением (обычно такие студии размещаются в ДК либо спортзалах), набрать полноценную группу. А пока два раза в неделю Павел дает мастер-классы по акробатике молодым танцорам и дзюдоистам. Эти упражнения развивают как раз те группы мышц, которые в хореографии и спорте не всегда задействованы.

– В свои 28 лет я чувствую себя на 18, и мне хочется подавать в этом пример другим. Ребята занятия оценили. Сейчас много разных кружков, но все они похожи, развивают одни и те же навыки. Я не говорю, что не нужно уметь защитить себя, но тем не менее я не хочу, чтобы у моего ребенка спорт был связан с тем, что его будут бить кулаками по голове, – говорит Павел Михайлов.

А первыми его учениками, несомненно, будут его дети. Их у Павла двое – двойняшки Ксюша и Андрюша. В своем пятилетнем возрасте они уже выполняют простейшие акробатические элементы. Смогут ли они исполнить папину мечту и выйти на профессиональную арену – это не столь важно, пусть сделают свой выбор сами. Но они точно будут знать, что такое настоящий цирк. Ловкость, смелость, грация и красота, сила духа, огромный труд и терпение.

Статья опубликована в газете Рязанские ведомости в номере 40 (5081) от 11 марта 2016 года
Подписывайтесь на нашу группу ВКонтакте, чтобы быть в курсе всех важных событий.
Человек. Театр
Максим Аверин говорил со своими зрителями о любви. О профессии и жизни
Ирина Сизова
"Март обманул мои надежды..."
Сегодня Олегу Дробышеву исполнилось бы 60 лет
Владимир Хомяков
Читайте в этом номере: