07:28 МСК
Понедельник
25 / 05 / 2020
1391

Погружение в слово

В Мосоловской школе стихов писать не учат, а стараются воспитать хороших людей
Автор фото: Владимир  Проказников | Погружение в слово
Фото: Владимир Проказников.

Когда на автотрассе в Шиловском районе возникает щит с надписью и указующей стрелкой «Мосолово», сразу приходит в голову: «Так вот где наш телерадиоцентр»… Кто-то вспомнит, что неподалеку, в деревне Лунино, энтузиасты тоже нашли центр – середину всей Рязанской области…

Замышляя данную рубрику для публикации о сельской школе, мы также думали о центре, «ретрансляции» и т.д. Ведь школа в сельской местности это, наверное, сердцевина всей духовно-нравственной работы здесь. Средства для нее существуют разные, но учителя передают детям то, что им самим ближе. Об особенностях Мосоловской средней школы мы и хотим рассказать. Но сначала некоторые общие впечатления.

Школьные годы чудесные

«Что человеку в жизни надо?

Звучала б песня о родном»…

Мосолово – село интересное: не выстроено в линеечку вдоль дороги, как часто бывает, а имеет, можно сказать, лесисто-водно-горный ландшафт, что подтверждает топонимика. Есть здесь улицы Рощина, Прудовая, есть местечко под названием «Алтай»… В сельской архитектуре – следы от барской усадьбы, от пребывания в 50-60-х годах райцентра, а также от того, что не только сельскохозяйственным трудом живет тут простой человек. Одно из важных предприятий, дающих людям работу, – та же телевышка. Занятость населения поддерживают железная дорога, пожарная часть, школа-интернат, пекарня, больница, магазины… Мосоловская средняя общеобразовательная школа довольно крупная, в ней учится 175 детей, и каждый год в первый класс приходит не менее 15 ребятишек.

Конечно, кто-то уезжает из села в поисках лучшей доли, кто-то сюда приезжает, но, наверное, большая часть – это основательно местные люди. «А чем у нас условия жизни хуже, чем в городе? – довелось мне услышать их рассуждения. – Это раньше в деревне страдали без ванны, теплого туалета… Теперь все это можно сделать и тут». Наверное, добрые хозяева так и поступают.

Добрый хозяин и у Мосолова в целом – это глава местной администрации Александр Иванович Кузяев. Каждую неделю он собирает на планерку руководителей местных бюджетных организаций, выясняет, какие у них проблемы, старается помочь. Так, недавно в селе отремонтировали Дом культуры. Директор школы Ольга Николаевна Гришина тоже не остается один на один со своими хозяйственными трудностями. Учителя всячески поддерживают благородный образ школы: здесь есть фруктовый сад, территория возле учебного заведения украшена цветочными клумбами. Выпускники любят бывать в родной школе, встречаются классами не только по «круглым» датам, но едва ли не каждый год.

В эти дни на стене школы установлена мемориальная доска в честь 120-летия со дня рождения ее давнего выпускника – выдающегося советского врача-гигиениста Ф.Г. Кроткова. Но история историей, а что выдающегося в школе в наши дни?..

Две стихии

«Отдать сияние стараюсь другим…

Как ты когда-то – мне…»

Про учителей говорят, что они отдают детям сердце… Но и свои увлечения – тоже. Когда в Мосоловской школе преподавал историю Евгений Дмитриевич Арсеньев (недавно ушел на пенсию), он «заразил» многих детей игрой в шахматы. Далеко не каждая школа могла похвастаться таким вот дополнительным образованием.

Сейчас эта ниша во многом заполнена преподавателями Лесновской школы искусств, филиал которой открыт в Мосолове. Но есть еще школьный учитель музыки и заместитель директора по воспитательной работе Ольга Владимировна Морозова, которая занимается с детьми в литературно-музыкальном кружке «Жаворонок». Этому объединению уже лет пятнадцать, некоторым его воспитанникам довелось опубликовать свои стихотворные произведения, но когда Ольгу Владимировну спрашивают: «Вы учите ребят писать стихи?», она приходит в ужас… И от непонимания цели, которую можно в данном случае ставить, и от упрощенного восприятия таинства сложения стиха.

Сама Ольга Владимировна росла в семье учителей-математиков Мосоловской школы, имеющей, однако, свои художественные традиции. Ольга писала стихи, но это долгое время (и в педучилище, и в родной школе, где стала работать) было, так сказать, ее личным делом.

Случайно она узнала о существовании в Шилове поэтического объединения «Родники», отправилась туда и – попала, так сказать, на свою почву, начала расти, расцвела. К нынешнему времени Ольга Владимировна – член Союза писателей России, у нее вышло четыре поэтических сборника и строки из последнего – «Завет Великого Огня» – я привожу здесь в качестве эпиграфов к главам. Но поскольку стихия музыки в ней искала свое выражение наравне с поэтической стихией, Ольга Владимировна стала пропевать некоторые свои стихотворные произведения (у нее высокий, чистый голос) и на этом, бардовском, поприще тоже получила признание.

Но что в данном случае для нас здесь наиболее важно? То, что когда Ольга Владимировна в полной мере ощутила в себе эти две стихии, она, педагог, сразу подумала о детях: что она может сделать для них? И тогда появился кружок «Жаворонок». Впоследствии учительница завязала добрые отношения с областным центром эстетического развития детей, и заведующая отделом литературно-театрального творчества Ирина Ивановна Звездочкина помогла ей составить программу, которую они назвали «Живые истоки». В нее вошли занятия по истории и литературе со времен Древней Руси и до наших дней. А так как детям всегда интересно самим что-то написать, отвели часы и для творческой работы учащихся.

Мы решили побывать на занятии кружка.

И небо, и бабочка

«Тихое, незаметное

Душу больную лечит:

Слово одно заветное,

Шаль, что легла на плечи…»


По расписанию занятия в «Жаворонке» в тот день не было, поэтому пришли на него те, кто смог. Причем народ был разновозрастный, от второго класса по восьмой. Ольга Владимировна приглашает к себе всех, особенно ребят из неблагополучных семей. «Приходите, – говорит, – посидим, чайку попьем».

Но в тот день на занятии обсуждали очень важную тему – «Великое слово поэта». Вопросы задавались трудные, философские. Кто такой поэт? Кто стихи сочиняет? А правильно ли говорится, что Слово солнце останавливает, города разрушает? «Словом можно убить, словом можно спасти»… Что все это означает?

Дети отвечали, как могли. Кто-то – очень просто, другие – совершая какую-то внутреннюю работу, как бы откладывая для себя что-то в глубину. А были и те, что молчали. Звучало много поэтических имен. Великих поэтов учительница почему-то просила называть по имени-отчеству, и один мальчик «окрестил» Лермонтова… Модестом Петровичем. Страшно смутился, хотя за такую ошибку можно отчасти и похвалить: значит, знаком с еще одним русским гением, музыкальным.

Ребята читали свои собственные стихи, записывали слова, ранее для них мало известные, даже рисовали Слово – опять же кто как себе его представлял: кто легкой бабочкой, кто бескрайним небом… Под конец спели свой гимн под фортепьяно и песню на слова Есенина под гитару.

– Какая у нас цель? – как бы продолжая разговор, своим тихим голосом спрашивает Ольга Владимировна. – Занимать высокие места на каких-то конкурсах я считаю не столь важным. Главное, чтобы дети стали людьми хорошими, любили читать, умели выражать свои мысли. Состав кружка меняется каждые три года, и моя задача – погружать, погружать их в слово. Если в ком-то есть дар, он обязательно проявится.

Наполнять душу словом помогают и семинары в областном центре эстетического развития, на которые кружковцы ездят каждые полгода. Кто-то готовится к таким поездкам, к встречам с консультантом, поэтом Владимиром Орловым с волнением – например, восьмиклассница Наташа Кутинова. Дети хорошо знают рязанских писателей. В том числе тех, кто живет в районах. Вот, ждут в гости Владимира Хомякова.

Все это не проходит бесследно, и результаты бывают самые разные: например, посещавшая школьный кружок Лена Лилекина стала актрисой.

Да, если есть дар Божий, он зарождается в самой глубине… Я нашла этому еще одно неожиданное подтверждение. Когда я приехала в Рязань, то, вспомнив песню на слова Есенина, позвонила Ольге Владимировне и спросила, кто написал к ней музыку? И услышала в ответ: «Ее мои родители когда-то сочинили»…

Статья опубликована в газете Рязанские ведомости в номере 40 (5081) от 11 марта 2016 года
Подписывайтесь на нашу группу ВКонтакте, чтобы быть в курсе всех важных событий.

Ранее по теме:

Приватизация продлена на год

Замуррчательный день в библиотеке

Возвращение

Неделя глазами экспертов
Передумал увольняться
Читайте в этом номере: