06:07 МСК
Воскресенье
29 / 05 / 2022
1927

Венгерский танец Брамса, или В джазе только девушки

Какой фильм выбрать: семейную мелодраму или молодежное кино, фильм в стиле «роуд-муви» или драму из жизни средневековой Японии. Такой непростой выбор стоял перед зрителем, которому предстояло решить, на какой фильм фестиваля японского кино пойти. Многие рязанцы, кстати, решили эту дилемму радикально – они смотрели все ленты фестивальной программы, благо, они действительно стоили внимания.

И не только потому, что японское кино на большом экране кинотеатра в Рязани уже само по себе событие, а главным образом из-за того, что художественный уровень показанных на фестивале фильмов был достаточно высок. Он выгодно отличался от текущего репертуара рязанских кинотеатров.

Посольство Японии в России регулярно проводит в российских регионах фестивали японского кинематографа. Наша Рязань уже в третий раз принимает у себя фильмы Страны восходящего солнца. В этом году партнером посольства стал Рязанский государственный университет имени Сергея Есенина. Проблема была лишь в том, где показывать фильмы. Кинотеатр «Родина», в котором первоначально планировали провести просмотр фильмов, накануне фестиваля с большим скандалом закрылся на капитальный ремонт. Организаторы обратились за помощью в проведении фестиваля к руководству рязанского кинотеатра «Октябрь» и сразу получили согласие на совершенно бесплатный показ большой фестивальной программы, рассчитанной на четыре дня.

21 октября министр, заведующий информационным отделом посольства Японии в России Акира Имамура торжественно открыл фестиваль «Япония в октябре», действительно в «Октябре» – рязанском кинотеатре. А начался киносмотр с показа фильма «Весенний снег».

Он снят по мотивам первой книги тетралогии «Море изобилия» – главного литературного труда классика японской литературы ХХ века Юкио Мисима.

Главный герой ленты, Киека Мацагуэ, влюблен в Сатоко – дочь аристократа Аякура, в семье которого он воспитывался. Однако обстоятельства не позволяют им соединиться. Молодые люди начинают встречаться тайно, несмотря на то, что девушка обручена с принцем. Их тайна раскрывается, и Сатоко уходит в монастырь.

Казалось бы, мелодраматический сюжет, который мог бы с успехом лечь в основу традиционного телесериала. Но картина режиссера Исао Юкисада, так же, как и первоисточник – книга «Море изобилия», гораздо шире и глубже краткого пересказа сюжетной линии.

Перетасованные воспоминания, образы памяти, врывающиеся короткими перебивками в настоящее… Образы природы, снег, опускающийся мягкими хлопьями на ветки распускающейся сакуры, – все это придает картине психологическую глубину.

Фильм о любовной катастрофе выводится на иной, более философский порядок, он анализирует глубинные связи и отношения, которые в конце концов определяют характер и судьбу человека.

К размышлению о природе власти приглашает последний фильм классика японского кинематографа Хироши Тешигахари, автора знаменитой картины «Женщина в песках». Его последняя работа – фильм «Басара – княгиня Го» – погружает зрителя в Японию конца XVI века.

Смерть великого чайного мастера объединила усилия «блестящей» княгини Го и ее садовника, которые решают устроить чайную церемонию в годовщину смерти мастера. Но коварный сегун полон решимости не допустить этого.

В картине отражается конфликт между искусством (а чайная церемония в Японии сродни искусству) и политикой. А поскольку такой конфликт был, есть и будет всегда, то тема эта будет вечной и актуальной, особенно для приверженцев элитарного авторского кино, к которому, без сомнения, можно отнести фильм великого Тешигахари.

Естественно, фестиваль «Япония в октябре» был насыщен не только историческими ретроспекциями, но и фильмами на современную тему: от кино о детях и подростках до социальных драм.

Фильм «Первая любовь» режиссера Тецуо Шинохара начинается нестандартно для фильмов о первом чувстве юной девушки. У 17-летней школьницы Сатоки серьезно больна мать, и как-то, перебирая старые письма, девушка находит любовное письмо, написанное матерью много лет назад ее первой любви. Сатоки решает реализовать давнее желание матери встретиться с ее первым молодым человеком у «Вишни желаний».

И Сатоки находит того молодого человека – правда, он уже давно немолод и на вид весьма непрезентабелен. Но настойчивая девушка все же решает устроить их встречу. А для этого идет на всяческие ухищрения, чтобы завоевать расположение грубого и непривлекательного человека.

Фильм очень трогательный, искренний, а в финале, когда герои оказываются под «Вишней желаний», – поэтичный. В общем, он повествует о простых истинах – о любви, доверии друг к другу, но делает это ненавязчиво, тактично, с добрым юмором.

А теперь обращусь к жизнеутверждающей молодежной комедии о жизни школьников в японской глубинке. Именно так гласит слоган, представляющий фильм «Swing Girls». Если кратко, то «Свингующие девушки» – это школьницы, которые по воле случая должны за короткое время научиться играть джаз. Что из этого вышло, и рассказывается на экране два с половиной часа. Впрочем, это время пролетело для зрителей незаметно, настолько заряжает японская картина позитивным настроением, эмоциями и уважением к прекрасной музыке – джазу, который может творить чудеса.

Так же, как и столь нелюбимая юным поколением классика. Именно она объединяет распавшуюся на части ячейку общества – семью в фильме «Квартет для двоих». Там мама решила уйти из дома, и единственное, что удерживает ее от столь решительного шага, – предстоящий концерт с дочерью. В нем они должны исполнить «Венгерский танец» Брамса в четыре руки. И чем ближе выступление, тем больше музыка влияет на происходящее.

Так, за историческими аллюзиями и фактами сегодняшнего дня открываются вполне читаемые даже на японском языке простые истины. Они гласят: без веры, без любви ты одинок и беззащитен в этом коварном и яростном мире. Поэтому любовь и семья – самые главные ценности в этом мире, где всегда будут конфликты. Но в конце концов вишня в Рязани цветет так же красиво, как и в Японии. И нам также близки и понятны, несмотря на странный гортанный язык, чувства и эмоции как высоких коронованных особ, так и школьниц из современного японского предместья.

К взаимопониманию, к контактам, а не к конфликтам призывает нас искусство десятой музы из далекого островного государства. И с каждым кинофестивалем Япония становится рязанцам ближе и понятнее.

Статья опубликована в газете Рязанские ведомости в номере 204 (3755) от 27 октября 2010 года
Подписывайтесь на нашу группу ВКонтакте, чтобы быть в курсе всех важных событий.
За 40 минут до конца света
Театр на Соборной представил первую премьеру нового сезона – трагикомедию в одном действии «Объект №1» по мотивам пьесы Николая Космина «Иисус».
Владлен Гордиенко
Почти детективная история
О почти детективной истории поведали на днях наши коллеги-журналисты газеты «Сапожковские вести» о том, как в здании администрации Сапожковского городского поселения шестеро человек, ...
Читайте в этом номере: