Когда маленького сына Рамзана Кадырова спросили, кем он хочет стать, малыш ответил: «Военным»… Кто бы сомневался! У чеченских мужчин «воинство» в крови.
Констатируя это всем известное обстоятельство, испытываю внутри себя след недавней боли. Да-да, от тех самых «чеченских кампаний», в пучине которых погибло столько и русских, и чеченских мальчиков! От того времени, когда российское воинство не было почитаемо в обществе. Подумать только: при захвате боевиками Буденновска некоторые наши сограждане даже сопереживали захватчикам! А скандал в одном из рязанских троллейбусов, когда человека в офицерской форме едва ли не вытолкали наружу! Было и такое, было! И тысячу раз скажешь спасибо людям, благодаря которым ситуацию удалось переломить, а в общество пришло осознание того, что патриотизм, хотя он должен быть врожденным чувством, нуждается все же и в воспитательных мерах.
В газете «Известия» был опубликован материал под заголовком «Минобороны будет пять лет воспитывать патриотов конкурсами и фестивалями». Несмотря на некоторую ироничность названия, рассказ о том, какие военно-патриотические мероприятия и программы предусматривает на ближайшее время оборонное ведомство, рассчитывая потратить 175 миллионов бюджетных и внебюджетных рублей, убеждает, что все это не пропадет зря. Ведь даже когда С.К. Шойгу, став министром обороны, вернул суворовцев в качестве обязательных участников парадов на Красной площади, в народе это сразу заметили и оценили. Здесь же – фундаментальные предложения министерства для госпрограммы по патриотическому воспитанию граждан России: выпуск книг, проведение спартакиад, балов, чествование видных военачальников, поиск останков погибших солдат, использование Интернета и соцсети… Еще очень важно, что планируется усилить координацию научных исследований в области истории, чтобы бороться с попытками ее искажения.
Чего я не нашла в статье, так это упоминания о том, что Минобороны, заботящееся о правдивом написании истории нашей страны, будет еще и выпускать на данную тему художественные и телевизионные фильмы.
«Но позвольте, – возразят мне, – это не дело оборонного ведомства». Понимаю. А жаль…
Недавно в «Литературной газете» было напечатано интервью с писателем, командиром роты офицерского штрафбата во время Великой Отечественной войны, ныне генерал-майором Вооруженных сил СССР в отставке А. Пыльцыным. Все «регалии» этого человека даны в газете так подробно потому, что он, воевавший рядом со штрафниками, сейчас пытается восстановить когда-то замалчиваемую, а теперь немилосердно искажаемую правду о них. Хотя бы элементарную: не офицерских штрафбатов не было! Писатель укоряет даже Н. Михалкова за его «Утомленные солнцем-2». В нем знаменитый режиссер отправил своего героя, врага народа Котова, и целый лагерь политзаключенных в штрафбат в самые первые дни войны. Хотя известно, что штрафбаты создавались лишь с августа 1942 года и срок пребывания в них был не более трех месяцев, а политзаключенным туда путь был закрыт.
Ветеран жестко оценивает многие образцы нынешней кинопродукции, в том числе показанные недавно по телевидению фильмы Ф. Бондарчука «Сталинград» и С. Мокрицкого «Битва за Севастополь» из-за их отхода от исторической правды. А вспомним эпизод, когда выдающийся наш кинорежиссер В. Меньшов на одном из фестивалей бросил на пол решение жюри о том, чтобы присудить какую-то награду фильму «Сволочи»… Это была настоящая кинофальшивка о том, как злобные бериевцы засылают диверсантов-малолеток в немецкий тыл.
«Но ведь художник имеет право на вымысел», – такой обычно довод выдвигается деятелями искусства. Да, если бы вымысел касался, скажем… римских легионеров, до которых нам сейчас как до лампочки. Но раны Великой Отечественной войны еще кровоточат! А на то, была ли в ней основной наша Победа и как она достигнута, сейчас столько поставлено!
И потому узнав, что Минобороны не свои функции исполнять не станет, я испытала некоторое огорчение: как в детстве, когда прибежишь к сельскому клубу посмотреть «переживательный», но добрый фильм, а тебе говорят: «Кина не будет»…