–У меня на интервью только час, на время обеденного перерыва, больше я отвлекаться не могу – много работы! – экономист ремонтно-механического цеха Рязанской нефтеперерабатывающей компании (РНПК) Наталья Моисеевна Кондакова при первой встрече производит сильное впечатление на собеседника. Статная осанка, поставленный голос, сильный взгляд, который не давит на собеседника, а заряжает его своей энергией. Наталья Моисеевна – словно собирательный образ всех тружениц. Именно такие: волевые, решительные, умные и красивые женщины работают на заводе.
Успешное начало пути
В РНПК работает более трех тысяч человек. Из них более 400 – это женщины. Причем они занимаются довольно-таки нелегким трудом. Представительницы прекрасного пола работают на нефтезаводе электромонтерами, слесарями, машинистами установок, аппаратчиками, операторами, на других должностях.
13-й ремонтно-механический цех, в котором трудится Наталья Кондакова, на заводе что-то вроде скорой помощи: если случаются неполадки, его работники немедленно приходят на выручку. Расчетом ремонтных работ занимается Наталья Моисеевна. Она экономист, но не в стандартном для нас представлении. Наталья Моисеевна определяет количество необходимых материалов, высчитывает себестоимость изготовленных изделий, стоимость работы одного человека в час, во сколько обошлась одна деталь заводу, какие материалы и техника были использованы, подтверждает работы по ремонту.
Начинала свою карьеру на нефтезаводе Кондакова с рабочей профессии. Работала прибористом, затем перешла в конструкторский отдел на должность инженера-сметчика. Там ее наставницы Людмила Яковлевна Алаева и Галина Николаевна Ермоленко передали ей все, что знали сами. Ведь в Куйбышевском приборостроительном техникуме, который она окончила, как и во всех учебных заведениях, учили больше теории, и основные знания приходилось постигать в процессе работы. Грамотные профессионалы обучили Кондакову так добросовестно, что она без получения дополнительного образования после выборной работы заместителем председателя заводского комитета с легкостью смогла освоить специальность экономиста на производстве.
– Я не спускаюсь в цех, выполняя свои обязанности, но знаю, что и как происходит на заводе. С годами и опытом у меня выработалось абсолютное понимание процесса, – говорит Наталья Моисеевна.
Сложные перемены
Что основное в ее профессии, Наталья Моисеевна поняла, когда начала работать экономистом в строительном цехе. Главное – все продумать и просчитать так, чтобы работы, проводимые цехом, были для завода выгодными, труд работников продуктивен, а расход материалов минимально затратен. Добиться высоких результатов Кондакова стремилась не только потому, что она исполнительный и ответственный работник, но и оттого, что душой болела за свое подразделение, хотела, чтобы оно процветало, а у людей была работа.
В сложные 90-е годы, когда в стране шли массовые сокращения, Наталья Моисеевна даже завела папку под названием «Мероприятия по нужности нашего цеха». В ней она собирала данные о пользе, которую приносит цех заводу: создает недорогой раствор-бетон, быстро выполняет работу и т.п. Руководству она показывала плюсы работы их подразделения, но в итоге было принято решение отказаться от строительного цеха и нанять подрядчиков. Самое страшное, чего так боялась экономист Кондакова, случилось: половину сотрудников перевели в другой цех, а вторую половину сократили…
Понятно, что причиной сокращений, проведенных в 90-е годы, была тяжелая обстановка в стране, а не на заводе. Но даже когда Кондакову назначили экономистом ремонтно-механического цеха, времена улучшились и в стабильности нефтезавода не приходится сомневаться, Наталья Моисеевна, наученная опытом, все равно завела папочку «Мероприятия по нужности нашего цеха», дабы наглядно видеть и улучшать свои результаты, приносить больше пользы общему делу, а если возникнут вопросы о нужности цеха, всегда суметь его отстоять.
Колдовство рязанского края
Неравнодушной Кондакова была с детства. Учась в школе в родном Куйбышеве (сейчас город Самара), она была командиром отряда, председателем совета отряда, председателем совета дружины пионеров, комсоргом. Учитель так на родительском собрании говорила о ней: «В классе 44 человека, но если дети заблудятся в городе и с ними будет Наташа, я знаю, что они найдут правильную дорогу и ничего плохого не случится».
В школе Наташа училась хорошо и могла поступить в институт, но после 8 класса она приняла решение уйти в техникум: у семьи было сложное финансовое положение, и стипендия была для Наташи нелишней. Приборо-строительный она выбрала потому, что он был самым лучшим в городе.
Когда Наталью в 1981 году по распределению направили в Рязань прибористом на нефтезавод, она с радостью согласилась: девушке хотелось пожить одной самостоятельно. Правда, она не рассчитывала, что город ее затянет и она останется в нем жить. Наталье пришлась по душе зеленая уютная Рязань. В родном Куйбышеве все находилось на больших расстояниях и много времени приходилось проводить в дороге, а здесь все было расположено близко и удобно.
– Меня поразило, что в Рязани в магазинах в то время было много товаров: молоко, овощи. У нас в этом плане был дефицит. Я еще удивлялась, зачем местные ездят в Москву, у них ведь и так все есть, – вспоминает Наталья Моисеевна. – Но вот в моде Рязань уступала Куйбышеву. У нас все одевались красиво: хоть картинки со всех рисуй, а здесь наряды были простые и однообразные. Я еще удивилась, когда приехала: на улице весна, а люди одеты в серое, неяркое.
Понемногу активная жизнь Рязанского нефтезавода стала захватывать Наталью Моисеевну: участие в народной дружине, которая следила за порядком на улицах, поездки в колхозы на уборку урожая. Там Наталья Моисеевна и познакомилась со своим будущим мужем Виктором Николаевичем Кондаковым.
– Нас послали в колхоз, в котором сломался транспортер, и никто не смог его наладить, кроме Виктора. А когда спросили у ребят, кто умеет косить, вызвалось человек шесть. Из них по-настоящему умел косить только он. Местные женщины не один раз подходили к нему с вопросом: «Молодой человек, вам теща не нужна?» Тогда я его, такого рукодельного, и приметила, да и он сам уже начал оказывать мне знаки внимания, – рассказывает Наталья Моисеевна.
То, что Кондаковы работают на одном предприятии, не мешает их семейной жизни, а делает ее крепче. Общее дело объединяет супругов, им всегда есть о чем поговорить за ужином. Супруги не нуждаются в отдыхе друг от друга, наоборот, когда Наталья Моисеевна болеет, Виктор Николаевич спешит с работы домой, чтобы скорее увидеть дорогую жену.
Полезное хобби
Любимое увлечение Кондаковой – кулинария. Она много готовит дома, смотрит кулинарные шоу, покупает книги с рецептами. Правда, строго по инструкции Наталья Моисеевна никогда не готовит. Она постоянно адаптирует рецепты под себя. Своими секретами приготовления она щедро делится с коллегами и знакомыми. Наталье Моисеевне даже парикмахеры и продавцы магазинов звонят, чтобы спросить, как повкуснее приготовить тот или иной продукт. Сама Кондакова в кулинарии любит использовать экзотические фрукты и специи, которые помогают блюду играть по-новому и насыщаться интересными вкусовыми оттенками. Ее коронные блюда – мясо с ананасами и форель с персиками.
Наталья Моисеевна могла бы стать шеф-поваром ресторана. Но вряд ли она когда-нибудь бросит свою любимую работу на нефтезаводе.
– Мой коллектив – это моя семья. Я всегда горжусь, когда работу наших сотрудников отмечают в публикациях в заводской газете «Панорама РНПК», и расстраиваюсь, если их труд не замечают или наша команда проиграла сборной другого цеха в мини-футбол или другие игры, – рассказывает Наталья Моисеевна. – Когда я возвращаюсь в Рязань из долгой поездки и наконец вижу вдалеке заводские трубы, на душе сразу становится тепло и радостно. Завод мне – как второй дом.