Начинать было сложно. Сразу же поступила в Рязанское педагогическое училище на заочное отделение. В небольшом детском садике № 4 хрупкой девушке доверили старшую подготовительную группу. Как признается сейчас сама Зоя Георгиевна, на первых порах ей казалось, что некоторые ее воспитанники были выше ее ростом. Откуда-то из глубины сознания пришло понимание: детей необходимо заинтересовать чем-то ярким и необычным. И вот тогда Зоя Любомирова начала рассказывать малышам сказки, но не простые, а про них самих. Мальчики и девочки ее группы в одночасье стали сильными, ловкими и добрыми героями, которые приходили на помощь слабым, совершали справедливые поступки. А еще эти сказки сопровождались иллюстрациями, сделанными самой Зоей Георгиевной. Понимание того, что ребенку в детском саду должно быть интересно, стало главным в работе молодого педагога Любомировой. Когда ребенку интересно, то он с желанием приходит в свою группу. Когда в процессе общения присутствует интерес, то малыши с удовольствием обучаются как элементарным вещам – завязыванию шнурков, застегиванию пуговиц, умению пользоваться ложкой, так и сложным – рисованию, чтению, письму. Система, созданная Любомировой, так и называется: «Развитие познавательного интереса на занятиях по подготовке к обучению грамоте в старшей подготовительной группе». Все свои занятия Зоя Георгиевна проводит в форме игры.
– Дети любят играть, им интересно, они меньше устают. К тому же игровая ситуация дает детям возможность двигаться, – говорит Любомирова.
В игре «Сказка за сказкой» малыши учатся ориентироваться в пространстве, различать и правильно произносить звуки. В «Рыбной ловле» они говорят о размере и цвете пойманной рыбы, читают по складам, составляют из пойманных рыб-слов предложения. Подобных игр в арсенале воспитателя немало. Дети играют во «Фруктовый магазин», строят «Дом для семьи», организуют «Поход в лес» и многое другое. Причем для того, чтобы интерес у детей не ослабевал, Зоя Георгиевна постоянно придумывает что-то новое.
Важным условием развития познавательного интереса на занятиях по обучению грамоте является, по твердому убеждению Любомировой, общение с книгой. Приобщение к чтению воспитатель начинает с приема, который она применила в самом начале своей трудовой биографии: рассказывания сказок о самих детях. Затем происходит плавный переход от пассивного участия к активному, и малыши сами начинают сочинять сказки. То, что дети придумывают, Любомирова редактирует и выпускает в виде книжек-малюток. Небольшая библиотека из собственных сочинений дает возможность ребятам обмениваться книжками, читать, что написали другие, заставляет их бережно относиться к своему и чужому труду. И вот уже в арсенале воспитателя появляется новая игра – «Издательский дом «Дюймовочка», где воспитатель – главный редактор, а ее воспитанники – писатели и художники. Предполагается торжественное открытие с разрезанием красной ленточки, презентация книг и творческие встречи. Через интерес к себе и своему творчеству у детей появляется интерес к чтению вообще.
Когда некоторые родители говорят воспитателю, что их детям чтение не нужно и те уже ловко справляются с компьютером, то Любомирова пытается их переубедить. Книга является посредником в эмоциональном общении ребенка со взрослым. Вместе с ней дети переживают и учатся мыслить. Книга расширяет литературный опыт малыша, помогает осмысливать поступки персонажей, осознавать собственное эмоциональное отношение к героям произведений. Ни один компьютер не способен научить ребенка пониманию, состраданию, дружбе, любви. В этом Зоя Георгиевна сама уверена и старается объяснить это родителям. Она приобщает к коллективному творчеству пап и мам, вовлекает их в воспитательный процесс. Теперь во многих семьях ее воспитанников родители не только читают детям книги, но и охотно занимаются творчеством детей – редактируют и печатают их творения.
По отзывам учителей тех школ, куда приходят выпускники Зои Георгиевны, они легко адаптируются к школьной жизни, отличаются самостоятельностью, у них сформирован познавательный интерес, умение самостоятельно добиваться знаний, интеллектуальная готовность к обучению. Те, кто когда-то были воспитанниками Зои Георгиевны, теперь с большой охотой ведут к ней своих детей.
Когда я спросил у воспитателя Успенского детского сада, не жалеет ли она о том, что не стала художником, моя собеседница ответила:
– В моей работе так много творческого. Дети заряжают меня позитивом, вдохновляют и наполняют жизнь светом и радостью. Если ты чувствуешь себя на своем месте, сожалений быть не может.