Юрий Александрович Тихомиров посвятил работе в строительной отрасли всю свою жизнь, начиная с девятнадцати лет. На пенсию ушел почти в восемьдесят. Последние пять лет, как он говорит, решил заняться собой, своим здоровьем, домом, чаще общаться с близкими ему людьми, просто жить в свое удовольствие. И все же нет-нет да и проскальзывает в его рассказах сожаление о том, что далеко не все удалось сделать.
Его корни – в Старожиловском районе, в деревне Перевлес. Позже семья переехала в Вышгород Рязанского района, где мама учительствовала, а папа работал бухгалтером. Вскоре родилась сестренка Галочка. И несмотря на то что жили Тихомировы на съемной квартире, испытывали большие материальные трудности, все же этому событию были рады.
Сидя в уютной трехкомнатной квартире, Юрий Александрович вспоминает свое детство. Помнит все до мелочей. Как с пацанами ходили за сучьями в лес и украдкой их приносили домой, как стояли в очередь за керосином, как ел так называемые чибрики – лепешки из прошлогодней перемерзшей на поле картошки, от которых он буквально зеленел и опухал. К вечеру дети ждали время, когда можно подоить козу и от души попить целебного молока. А вечером забраться на печку, зажечь «моргасик» и запоем читать. Все подряд. Интересно им было знать свою историю, людей, в стране нашей живущих. Как говорит Юрий Александрович, нынешней молодежи не понять, откуда у нас брались силы все это делать. И взрослые, и дети жили надеждой на лучшее, не жаловались и много работали.
Мальчик мечтал стать художником, а мама повела его в железнодорожный техникум учиться на строителя. Может, потому, что здесь учащимся давали талоны на мясо, рыбу, хлебный паек и платили стипендию. В техникуме он поправил здоровье, сумел материально помочь семье и получил надежную профессию.
Первый практический опыт Юрий Александрович получил на сталинской стройке под Красноярском. После четырех лет обучения в техникуме ему доверили должность мастера, потом прораба. В свои девятнадцать он успешно руководил бригадами на лесозаводе и всегда был в центре внимания. Видимо, было в нем что-то серьезное и надежное, что отличает профессионала от любителя.
Он всегда учился: у людей, у жизни, у обстоятельств. Поступил в Ростовский инженерно-строительный институт и получил звание инженера шахтного и надшахтного строительства. На больших и малых стройках ковался его характер руководителя и организатора. И всюду он оставлял хорошую память о себе.
В 1958 году Юрий Александрович Тихомиров вернулся на родину. Сначала работал на реконструкции Сынтульского чугуно-литейного завода, организовывал работу щебеночных карьеров. Пришлось ему поработать на строительстве Ново-Рязанской ТЭЦ, в ЖБИ-5, ПМК-83. Где бы он ни работал, всегда стремился к точности, обязательности. Уж если обещал сдать объект в срок, выполнял, чего бы это ему ни стоило. От других также требовал уважения к своей профессии. Не терпел, когда кто-то из начальства ставил его в неловкое положение перед коллективом. Так случилось во время его руководства ПМК-83, база которой находилась в Старожилове. Ему обещали предоставить жилье для квалифицированных специалистов, но в последний момент передумали и отказали. А люди уже приехали с семьями, уволившись с прежней работы. Он тогда не побоялся возразить и ушел с работы, положив на стол партийный билет.
Без работы Тихомиров, конечно, не остался. Грамотный специалист, талантливый руководитель. Генератор идей, Юрий Александрович возглавлял крупные строительные организации, в том числе на заводе «ЗИЛ», где численность только рабочих достигала 500 человек, трест №23, объединение «Рязаньагропромстрой». И партийный билет ему вернули.
– В те годы практически в каждом районе были свои строительные организации, – вспоминает Юрий Александрович. – Село тогда строилось и развивалось, люди оставались в родных местах. Обидно сегодня видеть в селе заколоченные дома, остовы развалившихся животноводческих помещений, а то и полное безлюдье.
Юрий Александрович признается, что за долгие годы работы в строительстве он, как в той пословице, прошел через огонь, воду и медные трубы, но правительственных наград не имеет. Вспоминается время, когда были подготовлены документы на награждение его орденом Дружбы народов. Перед этим объединению «Рязаньагропромстрой» было вручено переходящее Красное знамя за высокие показатели в работе. Но вскоре Тихомирова неожиданно уволили за то, что не был сдан вовремя свиноводческий комплекс в Скопине. Ни сам он, ни его подчиненные тогда не поняли случившегося. Получилось, что в Рязани его наказали, а в Москве предложили ему руководство строительным объединением в Иванове. Там он отработал шесть лет.
– Наверное, сегодня строителям работается легче, – размышляет Юрий Александрович. – В их руках много производительной техники, современных материалов. В наше время стрела башенного крана не превышала 12 метров. Не хватало и квалифицированных кадров. Раньше на стройку шли те, кому негде было работать. Бывало такое: с утра увольняли, а вечером принимали обратно. Особенно тяжелое положение было в сельском строительстве. Но строили много.
Юрий Александрович Тихомиров был и остается строителем. Он явно гордится своей профессией, которой посвятил всю жизнь. Жизненные трудности, проблемы в работе его только закаляли и заставляли трудиться с удвоенной энергией. С теплотой в голосе он рассказывает о тех, с кем довелось работать, вспоминает женщин-руководителей – Веру Волошину из Касимова, Зинаиду Андросову из Скопина и других. Считает, что женщины гораздо ответственнее мужчин.
Человек от природы творческий, с прекрасным музыкальным слухом, Юрий Александрович за неимением времени так и не научился играть на аккордеоне, но в дни праздников с удовольствием распевает любимые песни. В день рождения любит собирать бывших сослуживцев, родных и друзей. И тогда его квартира становится дискуссионной площадкой, где каждый имеет возможность высказать свое мнение, сравнить прошлое и настоящее.
Время не изменило его мировоззрения. Он по-прежнему считает, что жизнь там, где идет стройка. И самое приятное для него – это вид работающих кранов, поднимающих на этажи стройматериалы.