00:18 МСК
Суббота
16 / 08 / 2025
1724

Музыка: движение во времени

Размышления о современной музыкальной культуре и киноискусстве лидера группы «Парк Горького» Алексея Белова

Не так давно в Рязанской областной филармонии выступали известная рок-певица Ольга Кормухина и ее супруг, лидер культовой группы «Парк Горького» Алексей Белов. Они исполнили лучшие сольные композиции, дуэты и легендарные хиты, завоевавшие сердца миллионов слушателей. После концерта, который пролетел на одном дыхании, Ольга Кормухина провела автограф-сессию, а Алексей Белов пообщался с рязанскими журналистами и рассказал:

… о силе, заложенной в музыке

– Музыка первична, и каждый исполнитель преподносит ее по-своему. Насколько он талантлив, настолько и раскрывает глубину композиций и то, что в них заложено. Музыка – это своего рода инструмент. Как топор, которым можно дом построить, а можно и голову проломить. Рок-направление отражает разные аспекты жизни. Например, музыканты британской группы «Pink Floyd», знаменитой своими философскими текстами и музыкальными экспериментами, отчасти затрагивали темы, которые поднимал в своем творчестве Федор Михайлович Достоевский. Но при этом есть и немало исполнителей, поющих: «О, бэйби, я тебя люблю…». И то, и другое – музыка. Но ее влияние на людей совершенно разное.

В жизни современной молодежи музыка, с одной стороны, перестала занимать то особое место, какое отводилось ей, скажем, в советские годы. Время играет определенную роль. Но, с другой стороны, я сужу по нашей с Ольгой дочери. Она часами слушает музыку, знает о различных стилях и направлениях гораздо больше, чем мы. У нее в мобильном телефоне тысячи песен, и она все их помнит. Все зависит от конкретного человека и от того, насколько он открыт для восприятия музыки.

Проходят десятилетия, а музыка, на мой взгляд, движется по кругу: меняется, повторяется, совершая определенный виток, который все время сужается и становится менее интересным. Сейчас невозможно представить, что может появиться такая группа, как, например, «Queen». Все сформатировано, как кубик Рубика. Исполнители подстраиваются под определенный формат.

Вообще, огромная сила заложена в музыке, ее даже называют молитвой без адреса. К сожалению, современный мир опасается такой музыки. Мы видим это на примере радиостанций. Если, скажем, в 90-е годы они были более разнообразными, то сейчас подчиняются формату.

…о том, как рождаются песни

– У нас с Ольгой есть студия, в которой мы записываем свои композиции. И вот однажды после напряженной творческой работы мы дня два не разговаривали – погорячились. А потом сразу нахлынуло вдохновение, и появилась новая песня «Говори. Не молчи».

У композиции «Ocean» тоже есть своя история. Когда мы жили в Америке, то часто переезжали с места на место, постепенно «теряя» наш холостяцкий костяк. В итоге остались неженатыми только я и гитарист. Мы нашли домик в старом районе одного из городов, прямо под вывеской «Голливуд», где прожили пять лет. На втором этаже была каморка полтора на полтора метра, без окон, только дверь и аппаратура. Там я и писал музыку. Через некоторое время – то ли от замкнутого пространства, то ли от недостатка естественного света – наступила депрессия. Знакомый посоветовал мне съездить в одно удивительное место, где суша соединяется с бескрайним океаном и происходят чудеса. Я расслабился и долго смотрел на это великолепие – на душе действительно стало легче. Потом, когда через месяц депрессия снова вернулась, я вспомнил тот прибрежный уголок и решил написать о нем песню. И назвал ее «Ocean».

…о музыкальном оформлении фильмов

– Вместе с Ольгой мы тесно сотрудничаем с кинематографом. Итогом многолетнего труда стал авторский альбом «Шепоты и Крики». В создании музыки для фильмов есть свои особенности. Когда я писал саундтреки к первой киноленте, у меня перед глазами был только сценарий. Это не совсем правильный подход. А вот музыкальное оформление к картинам «Зеркальные войны» и «Глянец» я делал, ориентируясь на видеоряд. Глядя на изображение, возникают различные ассоциации и рождается мелодия.

Мне нравится фильм «Вавилон», где звучит много интересной этнической музыки. Картина получила премию «Оскар» за саундтрек. Есть композиторы, имена которых золотыми буквами вписаны в историю кинематографа. Например, Эннио Морриконе. У него каждая музыкальная тема – настоящий шедевр. Это примеры, на которые нужно ровняться. Мне не интересно смотреть современные блокбастеры, потому что музыка к большинству из них пишется по шаблону и просто заполняет визуальное пространство.

Вообще мировое киноискусство сегодня во многом политизировано. Голливуд решает, люди какой национальности будут в роли «плохих парней». Сначала такими были арабы, потом немцы, потом русские. Сейчас, по-моему, пришла пора украинцев. Помню, когда несколько лет назад появилась первая часть мультфильма «Тачки», мы с дочкой пошли в кино. Были просто в восторге! А потом через какое-то время на экраны вышла вторая часть, где негативными тачками были русские. Поэтому не все так просто.

…о грустных комедиях

– В современном кино много юмора. Но тот, что был при советской власти, когда слова лишнего нельзя было сказать, звучал намного круче. Однажды мы были на гастролях в Сибири, ехали на поезде из одного города в другой. По телевизору показывали фильм «Иван Васильевич меняет профессию». Все в вагоне смеялись. А потом на экране появилась какая-то современная комедия, кажется, с Маратом Башаровым в главной роли. Пассажиры сидели молча. И вдруг одна женщина сказала: «А ведь только что до этого было смешно…».

Огромное впечатление на меня произвели картины «Остров» (во многом, конечно, благодаря актеру Петру Мамонову) и «Поп». Еще я люблю фэнтези. Сериал «Игра престолов», например, очень здорово снят, несмотря на отдельные сцены. Их надо просто отсеивать и видеть только «зерно». Я даже с удовольствием смотрю сериал «Ходячие мертвецы». А знаете почему? Там есть элементы героизма, жертвенности. Фильмы, в которых есть интриги, измена, я стараюсь не смотреть.

Алексей Белов родился в 1958 году в Москве. В семь лет поступил в музыкальную школу, учился играть на скрипке, потом на баяне. Самостоятельно освоил гитару. В 1977 году закончил строительный жилищно-коммунальный техникум. Со второй половины 1977 по 1980 год работал в различных филармониях. С 1980 по 1984-й – гитарист и аранжировщик группы «Москва». С 1987-го – лидер и композитор группы «Парк Горького». Сейчас выступает сольно и вместе с Ольгой Кормухиной. Пишет музыку для кино, служит алтарником в одном из московских храмов.

Статья опубликована в газете Рязанские ведомости в номере 50 (5091) от 25 марта 2016 года
Подписывайтесь на нашу группу ВКонтакте, чтобы быть в курсе всех важных событий.

Ранее по теме:

На Рязанском заводе железобетонных изделий №2 открылась кафедра Рязанского «политеха»

Работы студентов Рязанского строительного колледжа удостоены наград по итогам областного конкурса научно-технического творчества молодежи «Рязанские Кулибины»

Более 30 работодателей Рязанской области предоставили порядка 200 вакансий для граждан пенсионного и предпенсионного возраста

Музыкальное счастье
Более 800 лауреатов вокальных конкурсов воспитали за 25 лет рязанские педагоги Ольга и Ирина Ореховы
Светлана Максимова
Строка отзывается в сердце
Участники литературного объединения «Призвание» выражают в своем творчестве неравнодушное отношение к жизни
Вероника Шелякина
Читайте в этом номере: