05:54 МСК
Суббота
16 / 08 / 2025
1630

Вся правда о дорогах

Автомагистрали области будут строиться с учетом передового европейского опыта

С установлением стабильной погоды в начале недели в областном центре возобновился ямочный ремонт автомобильных дорог. Полноценные ремонтные работы на всех дорогах области планируется начать в середине апреля. При этом только на приведение в порядок автодорог в Рязани из городского и областного бюджетов будет направлено более 430 миллионов рублей. Достаточно ли этих средств для решения дорожной задачи областного центра и какие работы запланированы на дорогах региона? Мы обсуждаем эти вопросы с первым заместителем председателя правительства области Шаукатом Ахметовым.

Р.В. – Ежегодно в ремонт дорог областного центра направляются немалые деньги. А какова потребность в средствах в целом для того, чтобы привести рязанские дороги в порядок?

Ш.А. – Чтобы привести дороги в порядок, их нужно реконструировать. Что это значит: необходимо снять абсолютно все слои дорожной одежды, дойти до грунта, посмотреть, в каком состоянии находится грунт, далее выстроить систему ливневой канализации и уже потом выстроить новые слои дорожной одежды, начиная с песка, щебня. При этом использовать не тот щебень, который сегодня лежит в основании дорог, а высокопрочный, как его еще называют, «гранитный» щебень. Затем выполнить асфальтобетонное покрытие уже по современным технологиям. Затраты на эти работы составят около 50 миллионов рублей на километр дороги, при этом цену определяют стоимость материалов и необходимость использования в строительстве современной дорожной техники. Теми грейдерами и комплексами, которыми мы работаем последние 20-30 лет, хороших дорог не построить. Нужны современные дорожно-строительные комплексы. Между тем в Рязани 450 километров дорог. Средства, ежегодно выделяемые на дорожное хозяйство немалые, но они перекрывают потребность в ремонте не более чем на 30 процентов, тогда как в капитальном ремонте нуждается 75 процентов автомобильных дорог. Поэтому пока мы вынуждены заниматься латанием ям.

Р.В. – Нередко можно услышать мнение, что технологии одни, а дороги, например, в Москве значительно отличаются. Насколько, на ваш взгляд, корректно подобное сравнение?

Ш.А. – Протяженность дорог Москвы – около 465 тысяч километров. При этом объем финансирования дорог столицы составляет почти 100 миллиардов в год. Это официальные данные статистики. Таким образом, на километр дороги в Москве приходится почти 22 миллиона рублей, в Рязани – 585 тысяч рублей, на километр областных дорог выделяется около 406 тысяч рублей. Очевидно, что при таких исходных данных сравнение некорректно.

Р.В. – Вы отметили, что на состояние дорог в значительной мере влияют погодные условия. Есть ли технологии, позволяющие противостоять этому?

Ш.А. – Несколько лет назад мы построили Северный обход. Время эксплуатации показало, что погода на него не влияет. Обход построен по современным технологиям, современными материалами и современным оборудованием. Погодные условия негативно влияют на дороги, не отвечающие нормативным требованиям. А таких у нас в области 84 процента. Другими словами, имеющееся асфальтобетонное покрытие дорог имеет почти 100-процентный износ. К тому же у значительной протяженности автодорог основание дорожной одежды отработало свой срок службы не один раз.

Если говорить об областном центре, то в городе необходимо не только реконструировать дороги. Надо сделать систему водоотвода. Застой воды – главный враг дорожного покрытия, причем любого. Дело в том, что сама конструкция асфальтобетона по нормативам должна иметь определенную пористость, чтобы выдерживать температурные колебания. В эти поры, которые составляют 2-4 процента от общей массы, попадает вода. Сегодня мы переходим на другие смеси, которые более дорогие, но и более долговечные. Тем не менее лучшая технология противостояния погодным условиями – соблюдение межремонтных сроков.

Ремонт – 6 лет, капитальный ремонт – 12 лет. Для этого требуется ежегодное финансирование дорожной отрасли в объеме 16 миллиардов рублей. На сегодня эта цифра составляет 3,2 миллиарда.

Р.В. – Как в сегодняшних условиях можно обеспечить работу ливневой канализации в Рязани?

Ш.А. – Ее протяженность – 98 километров, в том числе 68 километров уличной сети и 30 километров – на внутриквартальных проездах. На этой сети расположено 1356 смотровых и 2305 дождеприемных колодцев. Все они находятся в рабочем состоянии. Но все центральные коллектора ливневой канализации были построены в 50-х годах прошлого столетия, их диаметры не были рассчитаны на прием дождевых вод от сложившейся сегодня застройки города. Между тем есть факты, когда застройка велась без учета рельефа местности, без условий для отвода воды. Конечно, хотелось бы «перехватить» всю дождевую воду в городе, через ливневую канализацию отправить ее в очистные сооружения и уже очищенную отправлять в водоемы. Это тот идеал, к которому мы стремимся. К сожалению, пока нет возможности профинансировать создание такой сети, ведь на некоторых городских участках ливневой канализации нет, ее надо строить. Пока городская «ливневка» развивается за счет застройщиков, которым при проектировании выдаются технические условия на отвод дождевых вод с застраиваемой территории. Конечно, городские службы регулярно проводят очистку колодцев ливневой канализации, поддерживая их работоспособность.

Р.В. – К процессу создания прочных и долговечных дорог в регионе планируется привлечь специалиста из Германии. С чем связано обращение к специалисту именно этой страны и на какой результат мы рассчитываем после проведенных консультаций?

Ш.А. – Несущая способность региональных дорог очень низкая, так как она создавалась под другие нагрузки. Сегодня по нашим дорогам ездят 40-60-тонные машины и наносят им непоправимый ущерб. Чтобы сделать дороги, способные выдерживать эту нагрузку, нужно их реконструировать или капитально ремонтировать, используя передовой опыт и технологии. Традиционно на протяжении многих десятилетий дороги Германии являются эталоном. Германская дорожно-строительная наука на сегодняшний день одна из самых передовых в мире. Еще при строительстве Северного обхода Рязани были привлечены специалисты из Германии в качестве консультантов. Наша подрядная организация «Стройактив» ввела в свой штат одного из ведущих специалистов Германии, который сегодня ведет консультационную работу и подбирает асфальтобетонный состав смесей на немецком лабораторном оборудовании. Наши рязанские специалисты ездили в Германию изучать их опыт работы. Ведь и там есть свои трудности, в частности, погодные условия последних двух лет повлияли и на состояние дорог в Германии. Сегодня один из рязанских подрядчиков по рекомендации коллег из Германии приобретает цепочку машин, которые будут способны реконструировать наши дороги. Для того чтобы правильно использовать эту технику, мы попросили организацию, выпускающую эту технику, ее технологов, приехать в Рязанскую область, посмотреть наши дороги и дать свои рекомендации, что необходимо сделать для того, чтобы их несущая способность возросла в разы.

Р.В. – Главный критерий оценки состояния дорог – их безопасность. Она зависит не только от качества полотна. Каков в целом план действий по повышению безопасности на дорогах?

Ш.А. – Созданию условий для безопасного движения на автодорогах – особое внимание. Речь идет, в том числе, и о разметке на дорогах. Планируется более активно использовать термопластик, что увеличит срок службы разметки. Кроме того, будет установлено около двух тысяч дорожных знаков, обновятся информационные щиты, запланировано устройство освещения дорог, проходящих через 46 населенных пунктов, восстановление и установка недостающих барьерных, пешеходных и перильных ограждений, сигнальных столбиков, обустройство пешеходных переходов дополнительными элементами повышения безопасности дорожного движения. На региональных дорогах уже работает система фото – и видеофиксации нарушений правил дорожного движения. Сорок камер установлено как в областном центре, так и на опорной сети областных дорог. Главная цель – снизить аварийность. В этом году заработает система весового и габаритного контроля.

Р.В. – Сколько километров региональных дорог планируется привести в порядок в 2016 году?

Ш.А. – В этом году планируется обеспечить круглогодичное нормативное содержание 6 538 километров региональных дорог, из них привести в безопасное для движения транспорта состояние 1 916 километров опорной сети автодорог и 2 805 километров автодорог, по которым проходят маршруты школьных автобусов. Кроме того, произвести разметку на 2 900 километрах дорог, установить 1,3 тысячи дорожных знаков, заменить 1 800 метров барьерного ограждения, обустроить не менее 30 пешеходных переходов. Ремонту подлежит 93,2 километра (в том числе 13,7 – капитальному) автодорог регионального и межмуниципального значения и 746 метров мостов. Кроме этого, за счет средств, отведенных на содержание автодорог, будет отремонтировано более 100 км.

Р.В. – Чем отличаются «ремонт» и «капитальный ремонт» дорог, к какой категории ремонта относятся, например, «карты»?

Ш.А. – Ремонт «картами» относится к работам по содержанию автодорог. По приказу федерального министерства транспорта есть несколько видов дорожных работ. Так, при капитальном ремонте снимаются все верхние слои дороги до щебня и укладывается новый асфальтобетон. При реконструкции изменяются параметры дороги, не только меняются слои, но и расширяется полотно. А при ремонте на существующее асфальтовое покрытие укладывается еще один слой асфальтобетона.

Р.В. – Определены ли подрядчики и когда начнутся работы?

Ш.А. – По региональным дорогам свыше 40 процентов контрактов заключено, то есть торги прошли, подрядчики определены. В настоящее время подрядные организации занимаются заготовкой необходимого количества строительных материалов.

Р.В. – Победившие подрядные организации – рязанские?

Ш.А. – В аукционах принимали участие компании из разных регионов. Рязанские победили, в том числе благодаря такому конкурентному преимуществу, как наличие производственной базы здесь, вблизи объемов работ. Кроме того, рязанские подрядчики сегодня располагают такой техникой, которая позволяет нам требовать с них самого высокого качества работ.

Р.В. – Планируется ли в этом году строительство новых дорожных объектов?

Ш.А. – Будет строительство автомобильной дороги к животноводческому комплексу от автодороги Касимов – Новая Деревня – Елатьма – Савостьяново – Ардабьево – Дмитриево в Касимовском районе. Ее протяженность составит 1,613 километра. Также запланирована реконструкция автомобильной дороги в 5,7 километра Раменки – Новоселки в Рыбновском районе. Кроме этого, на федеральной автодороге М-5 «Урал» намечено строительство транспортной развязки на 189-м километре (пересечение с автодорогой Калуга – Тула – Михайлов – Рязань), а также завершение строительства обхода поселка Кирицы и села Сушки в Спасском районе.

Р.В. – Когда начнется строительство новой в областном центре улицы Тульской и каковы перспективы планируемого несколько лет назад соединения Славянского шоссе с Куйбышевским?

Ш.А. – Строительство улицы Тульской будет осуществляться застройщиком микрорайона, который появится в пойме рек Плетенка и Павловка, – «Северной компанией» – по мере строительства домов. Эта дорога предусмотрена Генеральным планом города и выйдет на проектируемую дорогу, которая соединит улицу Мервинскую с Михайловским шоссе. Что касается реконструкции дороги от Славянского проспекта до Куйбышевского шоссе, то сейчас мы находимся на этапе переговоров с застройщиками о разработке проектной документации. Проект планировки уже разработан.

Р.В. – Изменился ли за по­следний год общий километраж дорог на территории области за счет постановки на учет дорог муниципалитетов? Как в связи с этим наполняются местные дорожные фонды? Сколько средств необходимо для того, чтобы к каждому населенному пункту вела асфальтированная дорога?

Ш.А. – До начала работы местных дорожных фондов протяженность дорог местного значения в регионе составляла около двух тысяч километров. Сегодня их уже семь тысяч, то есть больше, чем региональных дорог. За последний год прирост местных автомобильных дорог составил 79,5 километра, в том числе за счет постановки на учет бесхозных дорог местного значения. Инвентаризация еще не завершена. Продолжается кадастрирование, постановка на учет. Это длительная и кропотливая работа, требующая определенных финансовых ресурсов. Наполнение местных дорожных фондов – это 10 процентов от акцизов на нефтепродукты, которые получает область. Этих средств, конечно, недостаточно для того, чтобы к каждому населенному пункту вела асфальтированная дорога. В настоящее время из 2746 населенных пунктов 783 не обеспечено подъездными дорогами с твердым покрытием. Для их соединения необходимо построить 2076 километров дорог, для этого потребуется 50 миллиардов рублей. Для сравнения: общие доходы муниципальных дорожных фондов в 2014 году составили 577 миллионов рублей, в 2015 – 681 миллион, в 2016 планируются доходы в сумме 702 миллиона рублей.

У нас обязательно будут благоустроенные современные дороги, и не только к населенным пунктам, но и внутри них. Как скоро это произойдет – во многом будет зависеть от развития экономики страны и региона. Но процесс идет, кроме средств дорожных фондов, муниципалитетам ежегодно выделяются субсидии из областного дорожного фонда до 100 миллионов рублей, областному центру – до 350 миллионов рублей. Не исключено, что последняя цифра будет увеличена.

Статья опубликована в газете Рязанские ведомости в номере 54 (5095) от 31 марта 2016 года
Подписывайтесь на нашу группу ВКонтакте, чтобы быть в курсе всех важных событий.

Ранее по теме:

Реалии и перспективы

Возможность быть полезным

Какие кадры нам нужны?

Реалии и перспективы
В культурно-выставочном центре «Ока» проходит XXVII строительный форум и специализированная выставка
Валентина Севостьянова
Вести районов
Читайте в этом номере: