21:50 МСК
Вторник
05 / 12 / 2023
1897

Любовь к родному краю

О чувстве, рождающем и великих поэтов, и замечательных учителей
Е.Ф. Михайлина (слева) и созданный ею фольклорный ансамбль «Светлица»
На снимке: Е.Ф. Михайлина (слева) и созданный ею фольклорный ансамбль «Светлица»

Конкурс по школьному краеведению «Рязанская земля. История. Памятники. Люди», который в нашей области проводится с незапамятных времен, выявляет как успешных учащихся, так и взрослых, которые увлечены краеведением, трепетно относятся к изучению народных традиций, фольклора, этнографии и весь неугасимый жар своей души умеют передать детям. К числу таких людей, без сомнения, относится Елена Федоровна Михайлина.

03-28-26 С отличием окончив в 1985 году факультет русского языка и литературы Рязанского пединститута, она приехала трудиться в родной Кадом. Учительская работа, которой Елена Федоровна отдала более трех десятков лет, сложилась удачно и была справедливо оценена – например, званием «Отличник народного просвещения». Но среди разного рода наград особое место занимают грамоты и призы, которые из года в год получают ее ученики на конкурсах.

«Это уникальный человек и учитель», – сказала о кадомском педагоге директор Рязанского областного научно-методического центра народного творчества Е.М. Шаповская.

Я попросила Елену Федоровну рассказать, когда ее заинтересовало краеведение.

Е.М. – Годы, в которые я начала преподавать, были замечательным временем для педагогического поиска. Мне посчастливилось работать в литературном классе, где, помимо программных часов, предусматривались уроки народной культуры. В русских классических произведениях мы с учениками находили страницы, где отображался народный уклад жизни, и воплощали это в сценическом действе. Например, пляска Наташи Ростовой под балалайку. Инсценировали страницы «Старосветских помещиков» и «Мертвых душ», посвященные русской кухне, для чего сами готовили сбитень, курник, блины-гречневики. Но раньше всего мы увлеклись фольклором: ездили по окрестным деревням и записывали старинные песни «на карандаш», так как не было техники для звукозаписи. Мелодии от деревенских бабушек перенимали на слух. Многое из этого воплотилось потом на сцене, когда в 1996 году мы организовали фольклорный ансамбль «Рябинушка». Через три года стали призерами областного конкурса «Праздничная карусель». Но местный краеведческий материал, еще никем не зафиксированный и не изученный, был так богат, что хотелось заниматься не только фольклором.

Р.В. – Специалисты всегда отмечают серьезный подход ваших ребят к изучению народной культуры. Откуда такая серьезность?

Е.М. – Конечно, поиск фактов, фотографий, опрос многих людей, сопоставление данных из разных источников, изучение доступных публикаций – не самое интересное занятие для подростков. Но конкурс – это серьезная мотивация. Ребята хотят достойно проявить себя. Первыми моими воспитанниками, которые увлеклись краеведением и достигли хороших результатов, были Юлия Ерохина и Илья Максутов. Когда ребята при всеобщем внимании получали свои награды, они были счастливы. Не могу не отметить также помощь сотрудников Рязанского центра детско-юношеского туризма и краеведения, которые знакомили нас со специальными навыками краеведческого дела, учили оформлять научный аппарат и так далее.

И вот что еще очень важно. Юные краеведы работают не только в классе или библиотеке… Нам удавалось проводить многодневные учебные экспедиции в наиболее интересные уголки кадомской земли. Мы с ребятами жили в деревенской избе, брали воду из колодца, пили парное молоко. Ни Интернета, ни мобильников. Тишина. И в таких экспедициях мы находили интереснейшие темы: о традициях народного врачевания, о древних способах рыбной ловли на Мокше и другие.

Р.В. – Чем уникален Кадомский край?

Е.М. – Прежде всего тем, что еще восемь веков назад он был населенной территорией, лежащей между Рязанским княжеством и волжскими булгарами. Здесь соседствовали славяне, татары и мордва, которые со временем срастались узами межнациональных браков. Здесь оставили свой след этнокультурные явления Поволжья и рязанской Мещеры. В кадомских селах эпизодически работали московские и ленинградские ученые – этнографы. Но и на наш век уникального материала осталось достаточно. Лет двадцать я записываю старинные песни в кадомских селах и деревнях, и каждый раз выявляются ранее неизвестные.

Есть и свои «белые пятна». Например, как появилась художественная вышивка «вениз»? Популярная легенда о том, что ее привезли в Кадом по указу Петра I венецианские монахини, не выдерживает критики.

Р.В. – Успехи ваших юных краеведов как-то отразились потом на их судьбе?

Е.М. – Более двадцати воспитанников школьного краеведческого кружка в разные годы стали дипломантами, призерами и победителями на областном уровне, четверо на всероссийском – они представляли Рязанскую область в финале туристско-краеведческого конкурса «Отечество» в Москве. Все эти ребята уже стали успешными людьми или учатся в известных государственных вузах. Среди них есть ведущий специалист крупной московской турфирмы, студентка магистратуры по специальности «Образовательный туризм». Конечно, не только краеведческие знания помогли им всем, но и испытания себя в целеустремленной поисковой, исследовательской работе, умение общаться с людьми и т.д.

В последние годы бывший школьный кружок получил «прописку» в Кадомском районном доме культуры, и теперь это детский краеведческий клуб «Русичи», сочетающий исследовательскую деятельность с подготовкой тематических мероприятий на сцене ДК, в местном музее. Я стремлюсь к тому, чтобы мои питомцы прошли через ощущение своей неразрывной связи с малой родиной, ее людьми, традициями. С этим выросли и мои дети: сын и дочь…

Р.В. – Гран-при на последнем областном краеведческом конкурсе школьников получил Ярослав Михайлин – насколько знаю, тоже ваш родственник…

Е.М. – Это всецело заслуга его семьи, дружной и сплоченной, уважительно относящейся к своим предкам. Прадед Ярослава почти 90 лет назад первым построил дом на неосвоенной пустоши, убедил переселиться сюда других крестьян. Так в 1927 году возникла деревня, которая пережила и становление колхоза, и военную пору, вынесла на своих плечах повседневную ношу труда, а потом обезлюдела. Сейчас здесь один жилой дом – Михайлиных. Дом с незыблемой традицией: младший сын остается в отцовском доме, продолжает его обустраивать, чтобы оставить следующему поколению ухоженный участок, плодоносящий сад, подворье с живностью. В этом году для включения в план по газификации нужно было присвоить дому почтовый адрес. В сельской администрации предложили: пусть будет улица Надежды. Надежды на то, что жизнь деревни будет продолжаться.

Несмотря на современный ремонт в доме и новые постройки на усадьбе, Михайлины специально сохранили амбар, поставленный прадедом. В нем собраны предметы старого крестьянского быта, орудия сезонного труда и различных ремесел. Поэтому знакомство с этнографией для Ярослава началось с детства: с пояснений отца по поводу применения этих вещей. Как сделана старая долбленая лодка, откуда во дворе конные грабли, для чего нужна продольная пила и т.д.

Услышав, что прадедушка Илья Иванович был умельцем и знал более десятка ремесел, правнук занялся выяснением подробностей, разобрал архив семьи, где бережно сохранены документы, фотографии, записи. В 2014 году Ярослав Михайлин представил на краеведческий конкурс работу на тему: «Ремесла моего прадеда», успешно защитил ее на областном этапе, побывал в Москве – в финале, где среди ровесников из 25 российских регионов показал четвертый результат.

Новую тему он также почерпнул в истории собственной семьи. Добыча сосновой смолы, как выяснилось, не только одно из древнейших занятий жителей лесной Мещеры, но и важный лесохимический промысел в народном хозяйстве 1940-1960-хх годов, так называемая подсочка. Сохранились сведения о работе Ильи Ивановича в качестве мастера участка, опрошены десятки людей, что-либо знающих о подсочном деле, наконец, найдены подлинные инструменты этого промысла. Ярослав узнал способ их применения, провел практический эксперимент, выяснил причины угасания полезного и экологичного процесса. Результатом всего сделанного стала работа «Забытый лесной промысел на Мокше» и Гран-при областного конкурса.

Что дальше? Вряд ли те, кто сегодня занимается вырубкой и реализацией леса, готовы заняться вновь добычей смолы. Но работой Ярослава заинтересовались участники инициативной группы, которые решили воссоздать в Клепиковском районе, на территории национального парка «Мещерский», избу лесника, запечатленную Константином Георгиевичем Паустовским в прекрасном рассказе «Кордон 273». Планируется, что этот кордон станет интерактивным музеем, а инструменты для добычи смолы, которые были у каждого лесника, займут свое место в экспозиции.

Р.В. – Собирается ли Ярослав побороться за победу во всероссийском финале?

Е.М. – Ему хотелось бы. Но за путевку в финал должны платить родители. А у семьи Ярослава очень скромный бюджет.

Р.В. – Может быть, найдется спонсор?..

Статья опубликована в газете Рязанские ведомости в номере 55 (5096) от 01 апреля 2016 года
Подписывайтесь на нашу группу ВКонтакте, чтобы быть в курсе всех важных событий.
Неделя глазами экспертов
Ожидать ли прибавки?
Читайте в этом номере: