На кладбище вместе с захоронениями немецких военнопленных находится и место, где покоятся останки 200 советских граждан, расстрелянных в 1937–1938 годах. Они были обнаружены на территории, прилегающей к Лазаревскому кладбищу, в 90-е годы и усилиями рязанского правозащитного общества «Мемориал» перенесены сюда, на место памяти и скорби.
– Точное количество пострадавших от репрессий неизвестно до сих пор. Не все данные рассекречены, не все документы открыты, – отметил председатель правления Рязанского регионального отделения Общероссийской общественной организации инвалидов – жертв политрепрессий, член общественной комиссии по делам репрессированных лиц при Правительстве области Владислав Пальчиков, выступая на митинге. – Это было страшное время, но чтобы оно не повторилось, мы должны беречь память о нем.
Вскоре простой камень, которым сейчас обозначено место общей могилы жертв репрессий, заменит памятный знак, обещают в администрации города. Конкурс на лучший эскиз памятника был объявлен еще в прошлом году и уже близится к завершению. Не менее важна для людей, чью жизнь в самом начале переломил арест близких родственников, и каждодневная забота государства. На насущные вопросы участников митинга, в большинстве уже пенсионеров, ответила представитель министерства социальной защиты региона Лора Стенина.
– Министерство соцзащиты и Правительство области сохраняют все социальные льготы, которые касаются этой категории граждан. Выплаты жертвам репрессий производились и в трудное для региона, кризисное время, – подчеркнула она.
Минута молчания, слова соболезнования, слова надежды – и память о безвинно погибших затеплилась в язычках свечей, чтобы не погаснуть никогда.
– Мы перенесли все трудности репрессий на своих плечах, – рассказывает Екатерина Черноглазова, отец которой был арестован в 1936 году, когда ей исполнился всего год, по печально знаменитой 58-й статье. – Репрессии, которые испытывали не только «враги народа», но и их близкие, в полной степени коснулось нашей семьи. Не брали в школу детей, запрещали гонять в стадо корову – так и пришлось матери ее продать. Обыски проходили каждую ночь.
К счастью, через семь месяцев отца Екатерины Филипповны отпустили, реабилитировав, но ужас той поры жив в памяти до сих пор. Поэтому для таких, как она, подобные встречи – доказательство торжества жизни над смертью, справедливости и правды над беззаконием…
Митинг прошел в этот день и на Скорбященском кладбище. Памяти жертв террора были посвящены также концерт в кинотеатре «Октябрь» и поминальный обед в столовой.