21:05 МСК
Вторник
06 / 12 / 2022
1103

«У авторской песни есть будущее»

Известный журналист, ведущая «Радио России» Татьяна Визбор поделилась воспоминаниями о своем отце

«Юрий Визбор – личность яркая, многогранная. Я уже не говорю о его первоклассных запоминающихся ролях в нашем кинематографе, о его документальных фильмах для телевидения, этих коротких рассказах о трудовых буднях – всегда маленьких открытиях человеческих характеров, о его прозе… Все это всегда было визборовским, органичным. Но главное все-таки, с чем он вошел в наше искусство, – авторская песня, движение, одним из зачинателей которого он по праву является», – говорил о Юрии Визборе Булат Окуджава. И действительно, сложно представить, как он успел столько сделать за свою короткую, 50-летнюю жизнь!

Юрия Визбора не стало в далеком 1984 году, но до сих пор проходят концерты и фестивали его песен, собирающие известных исполнителей и полные залы неравнодушных зрителей. Недавно в Рязанской областной филармонии песни Юрия Визбора и его первой жены Ады Якушевой исполнили артисты московского проекта «Песни нашего века» Лидия Чебоксарова и Дмитрий Богданов. Вместе с ними на сцене выступили дочь творческой пары Татьяна Визбор, ведущая популярных музыкальных программ на «Радио России», и внук Юрия Визбора – Юрий Лобиков (Визбор-младший).

Перед началом концерта Татьяна встретилась с корреспондентом «РВ» и рассказала:

…о «Светлячке» под Рязанью

04-05-18 – Меня многое связывает с рязанским краем. В детстве, с 7 до 16 лет, родители отправляли меня на летние каникулы в пионерский лагерь «Светлячок». А он находился в поселке Кирицы на реке Проня и был подведомственным учреждением Минздрава СССР, где работала моя бабушка. В Рязани я была, наверное, раз двадцать – отдыхала в лагере две смены и в каждую нас возили на экскурсию в Константиново и в Рязанский кремль. Мы знали его как свои пять пальцев. Помню, нас особенно манило туда вкусное мороженое, которое там продавали.

Несколько лет назад я приезжала в Рязань на фестиваль теле – и радиопрограмм. Меня пригласили в жюри. Мы три дня просматривали конкурсные работы вместе с Михаилом Дегтярем, Андреем Разбашем, к сожалению, ушедшим из жизни, и с Еленой Малышевой, начинающей тогда телеведущей. Она – человек остроумный. Мы ее часто подкалывали и спрашивали: «Кто тебе такой имидж придумал?» Она рассказала, что руководству Первого канала нужна была телеведущая, олицетворяющая образ женщины-матери. Елена говорит: «Замечательно, у меня как раз двое сыновей. Но можно хотя бы раз в году, 8 Марта, быть просто женщиной?» «Можно, – ответили ей, – но в любую минуту готовой стать матерью». Такой была и моя мама Ада Якушева.

… о детстве в рюкзаке

– Меня никто никогда не воспитывал. Правда, если только личным примером. У нас в доме не было каких-то запретов. С самого маленького возраста родители брали меня с собой в походы: зимой в горы на лыжах, летом на реку на байдарках. Отец сажал меня в рюкзак и нес за спиной.

Он очень хорошо знал историю, особенно Второй мировой войны. И будучи подростком, я всегда приходила к нему и спрашивала о различных событиях. А потом в школе поражала учителей и одноклассников рассказами отца о людях с удивительными судьбами.

… о тех, с кого надо брать пример

– Меня всегда поражал один момент. Раньше считалось, что если ты хороший журналист, значит, обязательно, прежде чем сделать материал, скажем, о строителях или шахтерах, должен поработать в их бригадах. И только после этого ты имеешь полное право писать об этих людях. Сейчас благодаря Интернету можно побывать в любой точке земного шара и написать какой-то материал – мне кажется, это, к сожалению, так. Учиться же нужно у того старшего поколения. Мой отец плавал на подводной лодке, прошел как минимум три раза Северный морской путь на ледоколах, снял потом об этом документальную картину. Работал с нефтяниками Каспия. Дружил с космонавтами. Особенно крепкая дружба связывала его с Валерием Рюминым. И первая песня, прозвучавшая в космосе в исполнении Александра Иванченкова, была песня Юрия Визбора «Лыжи у печки стоят…».

… о маленьких хитростях

– Однажды отец находился на съемках документального фильма в Ставрополье и ему срочно нужно было приехать в Москву. Это был, кажется, 1974 год. На экраны уже вышел фильм «Семнадцать мгновений весны», в котором отец сыграл Мартина Бормана. Представьте себе аэропорт в разгар курортного сезона, билетов нет. Отец в ультрамодной голубой рубашке и клетчатом пиджаке протискивается к окошку, приподнимает темные очки и говорит кассирше: «Вы меня узнаете?» Девушка смотрит – лицо-то знакомое. Отец продолжает шепотом: «Я Борман. Мне надо срочно улететь в Мюнхен». Кассирша восторженно вздохнула: «Ой! А у нас нет билетов на Мюнхен, есть только до Москвы…». Папа кивнул: «Давайте». И улетел!

Помню, однажды мне кто-то положил в водительские права портрет отца в роли Бормана. А я забыла про это. Нарушила правила дорожного движения. Меня остановил сотрудник ГИБДД. Я открыла окошко, дала ему документы, он начал рассказывать, что меня теперь ждет… И вдруг замирает и широко улыбается: «О, штандартенфюрер!» Я говорю: «Какой фюрер – партайгеноссе!» Гаишник вернул права со словами: «Езжайте аккуратненько».

… о тяжелой работе в кино

– Работа в кино трудозатратная. Отец, не будучи профессиональным актером, снялся в 18 художественных фильмах, большинство из которых вошли в историю кинематографа. Когда снимали советско-итальянский фильм «Красная палатка» об истории спасения экспедиции Умберто Нобиле, был один показательный эпизод. Герой Бориса Хмельницкого – итальянский морской офицер Вильери – решил застрелиться и взял пистолет. А персонаж Юрия Визбора – исследователь Арктики профессор Бегоунек – это увидел. Завязалась драка, и оба героя упали в Ледовитый океан. А он настоящий, без декораций. Говорят, что вода там достигает температуры минус четыре градуса – именно на Северном полюсе она бывает ниже нуля. Первый дубль сняли. Актеров вытаскивают из воды – они практически не могут идти. И – сразу на ледокол в баню. Заходит режиссер Михаил Калатозов и говорит: «Очень хороший дубль получился! Но на всякий случай надо снять второй – вдруг брак на пленке». Отец придумал на этот счет шутку: «Кино найдет себе другого, а мать сыночка никогда». Так шутили два дня. В конце концов, отец подходит к Боре Хмельницкому и говорит: «Тебе решать». Тот спросил: «Почему?» «Ну, у меня дети есть...», – ответил отец. В итоге сняли второй дубль, и… эпизод в картину не вошел.

… о молодых и талантливых

– За последние несколько десятков лет авторская песня изменилась кардинально. И отношение к ней тоже стало другим. Раньше сложно было найти хорошую гитару, все играли на инструментах Шиховской фабрики. Музыкальное исполнение было самодеятельным. Мой отец стоял у истоков авторской песни, во многом благодаря ему она становилась популярной. Сначала звучала на радио. Потом о ней заговорили в журнале «Кругозор» с аудиоприложениями в виде гибких грампластинок. Отец был одним из основателей этого издания. Затем и на телевидении стали выходить передачи об авторской песне.

Сегодня, на мой взгляд, она развивается. Современные молодые авторы, среди которых Александр Щербина, Павел Фахртдинов, Никита Дорофеев, Ксения Полтева, Григорий Данской, Кира Малыгина, Василий Уриевский, Ирина Богушевская, очень хорошо играют на гитаре, потрясающе музицируют, пишут сильные тексты. Раньше, в советское время, был так называемый эзопов язык, когда далеко не обо всем можно было спеть или рассказать. А сейчас – полная свобода. В жанре появилось многообразие. Кто-то переживает по этому поводу, а мне перемены нравятся. У авторской песни определенно есть будущее.

Статья опубликована в газете Рязанские ведомости в номере 60 (5101) от 08 апреля 2016 года
Подписывайтесь на нашу группу ВКонтакте, чтобы быть в курсе всех важных событий.
Когда весь мир – друзья
В эфире – молодежная коллективная радиостанция школы № 65 города Рязани
Вячеслав Астафьев
Ищу маму
Читайте в этом номере: