Надо же: судьба подарила искреннюю дружбу с предшественниками Александра Михайловича Крепышева в должности заведующих кафедрой физвоспитания Рязанского радиотехнического института – первым, со дня основания вуза, руководителем – Ильей Степановичем Гришиным, позже, по 1974 год, Михаилом Степановичем Горбуновым, много сделавшим, чтобы институт стал лучшим не только в Рязани, но и одним из передовых в Советском Союзе по развитию физической культуры и спорта.
Не умаляя их достоинств и достижений в работе, все же на золотую ступеньку пьедестала поставлю Михалыча. Проработать в этой должности тридцать два года – не шутка, а уж в чисто спортивном плане его рекорд едва ли кто перекроет. Просто трудно представить: не будучи тренером он подготовил более тридцати мастеров спорта СССР. Причем, в разных дисциплинах – лыжных гонках, плавании, многоборье ГТО…
Александру Михайловичу Крепышеву – восемьдесят. Не верится. Вчера гостил у Михалыча. Такой же, как прежде, высоченный – под сто девяносто сантиметров. Подтянутый. Помнящий до мелочей все, что было в жизни. На помощь разговорчивому собеседнику только приходили мои личные воспоминания. Ворошили прошлое. Откуда все пошло, а главное – откуда многогранное увлечение спортом.
– Все с детства пошло, со школы, и когда поступил в Смоленский институт физкультуры, то уже на первом курсе баскетболисты меня к себе звали, легкоатлеты – к себе, лыжники – к себе, пловцы – к себе. Когда учился в восьмом классе, наша школьная команда стала чемпионкой Саратовской области по баскетболу, обыграла и вузы, и военные училища. В институте хотел заняться бегом на восемьсот и полторы тысячи метров, но из-за комплекции сказали, что я не подхожу, мол, слишком массивен для бега. И тогда в качестве специализации выбрал лыжные гонки, хотя был еще вариант с плаванием…
Наибольших успехов достиг в лыжном спорте. Выступал за сборную Центрального совета добровольного спортивного общества «Буревестник», занимался вместе с чемпионом мира Владимиром Кузиным и кандидатом в сборную Советского Союза Виктором Барановым. На зональных соревнованиях выполнил норматив мастера спорта СССР. Тогда я входил в число пятидесяти сильнейших лыжников РСФСР. Надеялся, что уже в скором времени сумею оказать достойную конкуренцию своим именитым товарищам. Увы, не получилось.
По окончании института мне дали ставку старшего преподавателя. Я продолжал выступления, и вдруг вызывает меня заведующий кафедрой лыжного спорта и говорит: «Со спортом давай заканчивай, занимайся науками». Эти слова меня буквально ошарашили, поэтому решил покинуть ставший родным вуз, но получил такую характеристику, что врагу не пожелаешь. Пришлось обратиться в партком: стали разбираться, а у меня за работу – одни благодарности, характеристику тут же переписали, но неприятный осадок остался.
И я уехал в Рязань. Пришел к ректору радиоинститута, и он, выслушав меня, сразу же выделил комнату в общежитии и сказал: «Александр Михайлович, пожалуйста, продолжайте выступать, мы создадим все необходимые условия».
Но тут меня с головой накрыла тренерская работа: воспитанники начали выигрывать соревнования, становились мастерами. Валерий Спиридонов, Виктор Кудряшов, Валерий Федотов вошли в состав сборной области, меня назначили старшим тренером, дружины. На Валерия Спиридонова я возлагал большие надежды. Когда он оканчивал институт, я ему сказал: «Валера, давай в следующем году возьмемся за дело посерьезнее». А он мне в ответ: «Александр Михайлович, я собираюсь жениться, ничего у нас не получится». После этого у меня руки опустились, и я решил посвятить себя плаванию. А впоследствии нашел себя в многоборье комплекса ГТО. Отправился в первый раз на зональные соревнования с командой и стал победителем, второй год – снова первый, и так – шесть лет подряд! Личником на республиканских состязаниях в течение пяти лет постоянно становился либо серебряным, либо бронзовым призером.
Я прекрасно представлял технику каждого вида и знал, как подготовить спортсменов и подвести их к соревнованиям в лучшей физической форме. Так, Нина Копылова стала чемпионкой Советского Союза. Она бегунья, занималась лыжами, хорошо метала снаряд, а вот плавание хромало, пришлось подтянуть. В крупных соревнованиях отличные результаты показывал Геннадий Шлоев – становился чемпионом России. На чемпионате РСФСР, который, кстати, проходил в Рязани, сразу пятеро наших земляков стали мастерами спорта. И тогда республиканский спорткомитет назначил меня главным тренером сборной РСФСР. С первой попытки мы завоевали первое место в чемпионате СССР, а год спустя всего двадцать очков проиграли Украине и стали вторыми…
Как-то ему позвонил председатель республиканской федерации комплекса ГТО, наш земляк Геннадий Галактионов: «Из спорткомитета СССР пришла разнарядка на присвоение заслуженных тренеров, вам нужно подготовить документы». Собрали, отослали, как вдруг раздался еще один звонок из Москвы: «Ваши документы утеряны». Стало обидно после этих слов, вспылил: «Если нужно отметить блатного, наградите, а мне это не надо». Перестав тренировать, сконцентрировался на личных выступлениях и вскоре стал чемпионом РСФСР.
Бытует закостенелое мнение: спорт – учебе помеха. Наоборот! И это доказал юбиляр. Сергей Вихров, Виктор Шабанов, Юрий Садофьев, Виктор Сигитов, а всего пятнадцать его учеников – студентов впоследствии стали докторами наук.
Наградами Александр Михайлович все же был отмечен: получил почетное звание «Заслуженный работник физической культуры Российской Федерации», орден от губернатора области, ВАК присвоил ученое звание – доцент.
Не хватает, пожалуй, только одной, добытой огромным трудом – звания заслуженного тренера страны. Почему бы еще раз не собрать нужные документы и не отослать их в Минспорта России? Уверен: уж сейчас-то они не затеряются, и достойная награда, спустя годы найдет истинного героя.
А жизнь его – по спирали совершенства, к высотам – продолжается, повторяясь в сыновьях, внуках, учениках, которые, впрочем, тоже все его сыновья…