Феномен информационных войн, в действительности, имеет достаточно длительную историю. Еще Тамерлан посылал впереди своих войск лазутчиков, задачей которых было распространение панических слухов в городах, и часто города сдавались Тамерлану без боя. Сегодня инструментарий и сфера применения информационных войн существенно расширилась: от смены политических режимов до конкурентных войн в бизнесе; от обычной дезинформации до техник интерпретаций информации и манипуляций смыслами.
Меняемся информацией, а не уровнем жизни
Но независимо от сферы применения и инструментария объектом информационных войн продолжают выступать представления, мнения, суждения, ценности и нормы поведения людей. В современном обществе, несмотря на возросший уровень образования (а в чем-то и благодаря ему), люди являются крайне податливыми для информационного воздействия.
Все дело в том, что в формировании ценностей, установок и ожиданий в современном обществе доминирующее положение начинает занимать неэквивалентный информационный обмен. В традиционных обществах каждый индивид был жестко привязан к своей социальной группе, а сословные перегородки фактически препятствовали межгрупповым сравнениям и появлению межгрупповой зависти. В современных обществах на основе развития средств массовой коммуникации, повышения образовательного уровня населения, возрастания роли досуга социальные группы стали жить, активно обмениваясь информацией, заимствуя друг у друга эталоны поведения.
Особенностью современной социокультурной жизни общества является тот факт, что межгрупповой информационный обмен никогда не бывает эквивалентным. Одни группы (референтные структуры) выступают «поставщиками» мнений и норм, другие являются «получателями». В такой ситуации социальная удовлетворенность теряет свой «натуральный» характер, связанный с фактическим положением того или иного индивида или группы. Фактическое положение может улучшаться, а субъективная удовлетворенность падать в сравнении с референтной группой. Этот феномен современного общества получил название «революция ожиданий»: современное общество выравнивается в плане массовых притязаний, при этом не в сторону некой среднестатистической нормы, а по меркам наиболее благоустроенной социальной группы, оставаясь при этом глубоко дифференцированным в плане фактических возможностей.
Именно эта особенность современного общества делает информационные войны эффективным инструментом для достижения различных политических, экономических и социальных целей.
Иллюзия свободы выбора
Но из-за обострения информационного шума современный человек активно сопротивляется вводимой информации, он «отфильтровывает» информацию и источники информации, относится к ним крайне критически. В такой ситуации использование средств «жесткой» классической пропаганды, выстраиваемых в системе «субъект – объект», становится не просто неэффективным, но и крайне опасным для источника информации и может вызывать реактивный ответ. Сегодня человек хочет, чтобы его воспринимали как субъекта, он хочет получать «объективную», неангажированную информацию и хочет «самостоятельно», «независимо» определять свой выбор.
Для того чтобы внедрить нужное мнение при сохранении иллюзии «свободы выбора», активно используются spin-технологии, которые зародились в США и получили активное применение во всем мире, но при этом у нас остаются пока малоизвестными.
Само слово «spin» можно перевести как «кружение, верчение». В целом под спином понимается концепция менеджмента новостей, событий. Как выражаются сами американцы, спин – это создание повестки дня (agenda setting); создание восприятия мира, будущего; внедрение и удержание нужной интерпретации событий, «исправление» картины мира в нужном направлении.
Весь объем spin-технологий можно разделить на несколько основных групп:
· технологии «раскрутки» нужных тем, мнений, событий;
· технологии «удушения» нежелательных тем, мнений, событий;
· технологии «переломления» нежелательных тем, мнений, событий;
· технологии незаметных подмен тем, мнений, событий.
Приемы ближнего боя
В качестве примеров можно привести несколько наиболее распространенных приемов spin:
· «Канонизация социологических опросов» – простой и удобный способ придать теме дополнительную «раскрутку», сохраняя при этом позицию «независимого» СМИ. Различные опросы, зондажи, фокус-группы помогают журналистам решать задачи хвалебной пропаганды, камуфлируя личное отношение в формах «объективной» информации. При этом необязательно прибегать к помощи «формирующих» опросов. Результаты любого опроса всегда можно интерпретировать в сторону нужного мнения и суждения
· «Пластиковый эксперт» – маскировка пропаганды под «авторитетное мнение эксперта». Здесь используются механизмы информационного конформизма: людей, реально разбирающихся в политике, крайне мало, и массы склонны доверять и принимать мнения экспертов.
· «Наш человек в толпе» – особенно эффективно используется в фото- и тележурналистике. Образ «персонажа в толпе», «маленького человека» мгновенно превращает личное субъективное мнение в факт общественной жизни. Придает некую «народную объективность» мнению.
· «Вокс попули» – самый древний и наглый метод. Смысл очень прост: свое личное мнение журналист превращает в некий «общеизвестный» факт или мнение. Как правило, в данном методе используются семантические обороты, которые в нейролингвистическом программировании называются «номинализациями» и «гиперобобщениями». Номинализации – это абстрактные понятия с абсолютной репутацией: «наши дети», «наши предки», «свобода», «независимость» и т.д. Гиперобобщения также всем известны: «все прогрессивное человечество», «любой разумный человек» и т.д.
Алгоритм прост, но эффективен
Думаю, что приведенные примеры позволят понять читателям, насколько изощренными являются методы современной информационной войны. Алгоритм информационной войны достаточно прост, но эффективен:
1. Захват информационной сферы – «навязывание» своей «повестки дня», представление необходимых мнений, суждений и оценок как мнений, суждений и оценок большинства населения.
2. Изменение когнитивной сферы – на основе сформированных мнений создание необходимого «образа мира» и соответствующего стиля мышления, например, катастрофического.
3. Изменение поведения – сформированный «образ мира» и стиль мышления создает новые нормы и правила поведения, выгодные субъекту информационной войны, например, протестное поведение.
К сожалению, рамки статьи не позволяют раскрыть все нюансы современных информационных войн. Но читателям важно понять одно: критически воспринимать любые источники и саму информацию – самый лучший способ не стать «жертвой» информационной войны.
Александр Семенов,
кандидат политических наук,
доцент, член Общественной палаты города Рязани
От редакции: Сухая теория? Но если проиллюстрировать ее примерами из жизни, то многое становится понятным.