Мы – это студенты Касимовского индустриального техникума, которые весной 1961 года проходили преддипломную практику в Москве на заводе «Газоаппарат». Он находился на улице Мало-Тульской, дом 25. И вот в связи с 55-летием полета человека в космос я хочу вспомнить этот знаменательный день.
Как известно, Юрий Алексеевич Гагарин полетел в космос 12 апреля 1961 года. Это была среда. А через два дня москвичи и гости столицы встречали его на Красной площади. Я хорошо помню этот немного сумрачный денек. Был он не очень теплым, но и не холодным и почти безветренным. Небо сероватое, безоблачное… Наша заводская колонна, с которой мы шли на Красную площадь, остановилась на Манежной площади, занятой многотысячной толпой. Стояли там не менее часа, когда увидели, как над Красной площадью пролетел пассажирский самолет «ИЛ-18». В нем находился наш первый космонавт. Огромная Манежная площадь в едином порыве всколыхнулась, заликовала, и воздух потрясли крики: «Ура! Слава Гагарину! Космос наш!».
Прошло около двух часов, и я увидел, как на эту площадь въезжает роскошная «Чайка» с открытым верхом, а в ней стоит Юрий Гагарин, буквально осыпанный цветами, и приветливо машет рукой. С Манежной машина покатила на Красную площадь. Гагарин в сопровождении официальных лиц поднялся на Мавзолей. Была дана милиционерам команда, чтобы они разрешили народу войти на Красную площадь. И десятки тысяч людей двинулись к Мавзолею. Ликование было просто ошеломительным! Его сравнить можно только с таким же эмоциональным накалом, взрывом, который здесь был у людей в 1945 году, в День Победы.
Лавина людей шла около Мавзолея, взмывали ввысь тысячи разноцветных шаров, несли огромное количество плакатов и транспарантов патриотического содержания. Я вертел головой, стараясь запомнить каждую минуту этого исторического дня. И вот я вместе со своими друзьями-студентами и заводчанами приближаюсь к Мавзолею и четко вижу молодого, веселого, радостно улыбающегося Юрия Алексеевича. Он в шинели. На голове летная военная фуражка, четко видна кокарда на ней. Гагарин машет рукой, потом сцепляет руки и потрясает ими. А рядом с ним стоят Н.С. Хрущев, представители высшего партийного руководства и видные военачальники. И когда в наши дни по телевизору показывают этот момент, когда море людей движется мимо Мавзолея, рукоплеща Гагарину, то я ловлю себя на мысли, что я тоже где-то там, среди них…
Через некоторое время после этого грандиозного торжества у меня мелькнула мысль, что Гагарин во многом напоминает нашего Сергея Есенина: всем своим славянским обликом и поразившей мир лучезарной улыбкой. Пройдут годы, и я, вспоминая этот день, напишу вот эти стихотворные строчки:
Я тоже, да! Гагарина встречал…
Мне думалось в тот день весенний:
Должно быть также ликовал,
Простой народ, когда читал
Свои стихи Сергей Есенин!
И еще мне думалось тогда, что, возможно, кто-то из моих рязанских земляков полетит в космос. И надо же: сбылось! 15 сентября 1976 года наш земляк Владимир Аксенов вместе с Георгием Береговым – в космическом пространстве. Там они пробыли семь суток! А через четыре года, 5 июня 1980 года, Владимир Викторович снова станет штурмовать космос и вторично будет награжден Звездой Героя Советского Союза. Меня познакомят с ним в августе 2014 года, через 34 года после его последнего полета, на Маркинских праздниках в д. Клетино.
С именем Юрия Алексеевича Гагарина у меня связана еще одна, довольно необычная история. В конце 1960-х годов я опубликовал цикл стихов в журнале «Огонек», тираж которого составлял более 2-х миллионов экземпляров. Среди множества читательских писем пришло одно из Гжатска. Его написала молоденькая девушка-музыкант, учившаяся в Москве, в Гнесинке, на дирижера. В ее душу так глубоко проникли мои стихи, что она решила написать мне и послала письмо в редакцию журнала. А сотрудник «Огонька» переслал его мне в Ленинград. В письме говорилось о том, что дом Юрия Гагарина и дом ее родителей находятся рядом. Они соседи и всю жизнь дружат. И она может меня познакомить с матерью Гагарина, и, может быть, я об этом напишу когда-нибудь. Девушку звали Сусанна Петрова. Она написала телефон студенческого общежития и что я, если буду в Москве, могу позвонить ей.
Через какое-то время по делам я оказался в Москве, позвонил ей, и мы встретились. Теплым летним деньком беззаботно бродили по Москве. Она много рассказывала о музыке, а я ей – о литературе. И она поведала мне о том, как ее мама услышала по радио, что их сосед Юра Гагарин полетел в космос. И побежала к Гагариным, чтобы сообщить об этом матери Юрия Алексеевича, которая в это время работала в своем огороде. Она закричала: «Аннушка! Твой Юра в космосе!». Анна Тимофеевна печально поглядела на небо, эмоционально взмахнула рукой и сказала поистине великие слова, так свойственные настоящей, глубоко любящей матери: «Ну зачем он туда полез, у него же две маленькие дочки!» Ну и полились слезы ручьями…
Моя юная читательница Сусанна приглашала меня в Гжатск и хотела познакомить с родителями Гагарина – Анной Тимофеевной и Алексеем Ивановичем Гагариными и другими родственниками, но этого не случилось. Теперь, спустя многие-многие годы, я очень сожалею об упущенных возможностях познакомиться, поговорить и записать нашу беседу на диктофон с живыми голосами родителей Юрия Гагарина.
Геннадий Морозов,
член Союза писателей России, г. Касимов