14:18 МСК
Суббота
28 / 03 / 2020
5531

Мерцание небес

Автор фото: Елена Коренева | Мерцание небес
Фото автора.

Юбилейная выставка живописца Александра Антипкина работает в Рязанском художественном музее им. И.П. Пожалостина. 6 апреля Александру Михайловичу исполнилось 70 лет.

Член Союза художников России Александр Антипкин – один из лучших рязанских живописцев. Он родился в деревне Курбатовке Ухоловского района и юношей уехал на Дальний Восток. Окончил Владивостокское училище живописи и Владивостокский институт искусств. С 1974 г. жил в г. Улан-Удэ (Бурятия), в 80-м переехал в Рязань. Талантливый живописец, мастер сочинять и рассказывать смешные байки, хлебосольный хозяин, он скоро приобрел множество друзей. При упоминании Александра Михайловича, «Михалыча», люди, знакомые с ним, начинают улыбаться – широко, по-доброму (что в художественной среде, надо сказать, бывает далеко не всегда). С 1990 г. восемь лет Александр Михайлович преподавал в Рязанском художественном училище им. Г.К. Вагнера. И надо было видеть, как любили его студенты.

В 1998 году он уехал жить в родной Ухоловский район, в поселок Красный, и в Рязани появляется редко. Каждый визит Александра Михайловича становится большим событием. Друзья и ценители живописи всегда рады общению – и ждут новых творений мастера. А Александр Михайлович рад удивлять. На юбилейной выставке, наряду с лучшими произведениями разных лет из коллекции художественного музея, много новых работ, написанных в 2014–2016 гг.

Живопись Александра Антипкина – «мерцающая», то есть дышащая, живая. Это достигается колористическим (цветовым) решением, фактурой… Но есть и «пятый элемент»: жизнелюбие самого художника, его связь с природой. Мерцают звезды на апрельском небе, в их серебряном свете пульсирует земля – она не замерла, она живет по ночным ритмам. Солнце мощным золотым потоком «пробивает» все пласты пашни, и эта энергия выталкивает из глубины наверх тепло, оживляет спящие растения. При этом на холстах нет «баночных, плакатных» красок. Есть тончайшие нюансы, оттенки цвета – они «вплавляются» друг в друга, создается вибрация. И в каждой работе – свои «звуки».

Живописи Александра Антипкина свойственна пастозность, плотность цвета – когда из глубины красочного слоя просвечивает не девственно-чистый белый грунт, а коричневатая… земля, бугристая, как весенняя пашня. Земля – источник силы, основа всего. А на этой выставке появились иные работы – ажурно-воздушные, где белое – начало и конец всего, и лишь легкие пятна на нем рождают импрессионистичные образы.

Холсты последних лет, в основном, создаются не на пленэре: художник из-за проблем со здоровьем мало выходит из дома. Но то, что для человека, пишущего только с натуры, могло бы стать трагедией, настоящего Художника заставило искать новые пути и решения. Александр Михайлович создает пейзажи-образы, что приближает их к картине. У многих такой поиск «омертвляет» жизнь, «пойманную» в этюде. Но только не у Антипкина.

Более того, новые работы, написанные вопреки болезни, более светоносны и оптимистичны. Использование масляной пастели позволяет создавать «звонкие», легкие цветовые акценты. Обобщать, конечно, нельзя – настроение каждого холста соответствует тому или иному состоянию природы. Есть и «пасмурные» работы, но в этой грусти нет безнадежности.

Выставка в Рязанском художественном музее будет работать до 12 мая. На ней можно приобрести цветной каталог, над которым работали замечательные специалисты музея. Это первое серьезное издание о художнике с полной библиографией.

Статья опубликована в газете Рязанские ведомости в номере 65 (5106) от 15 апреля 2016 года
Подписывайтесь на нашу группу ВКонтакте, чтобы быть в курсе всех важных событий.

Ранее по теме:

В рязанском Константинове застройка регулируется специальными документами

Рязанские археологи представили отреставрированный клад, найденный на месте городища Старой Рязани

В Рязанском государственном университете имени С. А. Есенина проходит Всероссийский форум русского языка

Ищу маму
Закон защищает только сознательных
Михаил Скрипников
Читайте в этом номере: